Молодежь которая ничего не хочет. "поколение сатори" или "молодежь, которая ничего не хочет"

МОСКВА ТОКИО, 15 окт — РИА Новости, Давид Нармания, Асука Токуяма. Молодежь, закончившая школу в 2010-х, совсем равнодушна к ценностям, двигавшим вперед их родителей. Они гораздо больше ценят собственный комфорт, не стремятся сделать карьеру, заработать материальные блага и не рвутся увидеть мир. Что движет сегодняшними двадцатилетними, чего они хотят и почему их называют "поколением сатори" — в материале РИА Новости.

"Сатори" — просветленные подростки

Впервые о том, что это поколение коренным образом отличается от предыдущих, заговорили в 2010 году в Японии. Тогда бывший журналист газеты "Никкей" Таку Ямаока в опубликованной в 2010 году книге "Молодежь, которая ничего не хочет" описал их так: "Они не ездят на машинах. Они не хотят брендовых вещей. Они не занимаются спортом. Они не пьют спиртные напитки. Они не путешествуют. Любовь им безразлична". За такими людьми закрепился термин "поколение сатори" — это слово можно перевести как "просветление", так называется один из видов медитативной практики.

Японская студентка Мисаки из частного токийского университета и ее ровесник из московского вуза Павел (имена изменены по просьбе спикеров) рассказали нам о том, как современная молодежь видит саму себя и свое будущее.
Они по-разному смотрят на свою карьеру. Если Мисаки намерена сразу же после выпуска устроиться в крупную компанию, чтобы не беспокоиться о заработке, то для Павла важно получать от работы удовольствие: "Я нигде не работал и не работаю. Сейчас я живу с родителями, они оплачивают мою учебу, в клубы я не хожу, потому что для меня в этом нет необходимости. У меня были подработки, один раз мне даже заплатили 17 тысяч рублей, но они год пролежали у меня — мне не на что было их потратить. Я понимаю, что мне придется рано или поздно создать семью, и тогда мне нужно будет ее обеспечивать, но пока у меня нет дела, от которого я бы "горел".

"Сатори" не разделяют идею о том, что настойчивость и старания — гарантия успеха. "Я много раз видел, как люди из моего окружения выкладывались по полной и оставались ни с чем, — рассказывает Павел. — Упорные усилия не гарантируют достойную награду". "С призывом "Надо стараться, и все получится" выступают те, кто не знал поражений, — считает Мисаки. — "Победители" и "проигравшие" — эти термины уже давно получили хождение в Японии. "Победители" — это те, кто, по мнению окружающих, сумел хорошо устроиться в жизни: у них есть деньги и уважение общества. У "проигравших" все наоборот".

Они не согласны с тем, что у поколения не хватает эмоций. "Дело не в недостатке страсти, а в избытке информации, — говорит Мисаки. — Она мешает нам понять, чего же мы хотим на самом деле, на что можем направить свой пыл. В результате наши страсти выгорают впустую".

Представление "сатори" о любви тоже отличается от взглядов их родителей. "Сейчас многие предпочитают не вступать в брак, считая, что дети и другие семейные заботы могут помешать карьере. Что думают юноши-студенты, я не знаю, но мои сокурсницы не ставят перед собой цель непременно выйти замуж. Это не значит, что они охладели к любви, скорее любовь утратила свое первостепенное значение", — считает японская девушка Мисаки.

У россиянина Павла к любви отношение схожее: "Мы расстались с моей последней девушкой, хотя я даже думал связать жизнь с этим человеком. Сейчас у меня нет времени и желания заводить серьезные отношения. Все предыдущие опыты заканчивались одинаково — мне это просто надоедало. Люди приходят и уходят — я спокойно к этому отношусь, вряд ли стал бы за кого-то бороться или же переживать и скучать".

Молодежи 2010-х не свойственен карго-культ. "Сегодня модных брендов так много, что стремление приобретать их с целью выделиться из общего фона потеряло всякий смысл, — рассказывает Мисаки. — Обладание чем-то необычным и нестандартным сегодня не повысит ваш статус". Павел добавляет: "Я не люблю людей, которые нарочито подчеркивают свой достаток. Как правило, за подобными понтами ничего нет".

© AP Photo / Koji Sasahara

© AP Photo / Koji Sasahara

Еще одна отличительная черта "сатори" — самоизоляция, и важную роль в этом сыграл интернет. "Кто-то заходит в Сеть лишь для того, чтобы получить новую информацию, а общаться предпочитает при личной встрече, а для кого-то, наоборот, средством самовыражения стали социальные сети. Такие люди не сообщают аккаунт друзьям из реального мира, а свои мысли и чувства излагают письменно на страницах Сети, ведь в реальной жизни общаться они не умеют", — отмечает Мисаки. Крайняя степень добровольного одиночества, как и понятие "сатори", пришла в Россию также из Японии. Философия "хикикомори" — молодые люди месяцы, а иногда и годы проводят в добровольном заточении. Связь с внешним миром через интернет, еда на заказ, случайные заработки или выживание за счет помощи родственников — людям с такими привычками еще недавно ставили диагноз "клиническая депрессия". "В общении с друзьями я люблю говорить фразу "я — хикка", как бы объясняя большинство моих поступков, — рассказывает Павел. — Конечно, социопатии как заболевания у меня нет, но в каждой шутке есть доля шутки — я спокойный и закрытый человек, интроверт".

Поколение онлайн

Автор популярного среди российской молодежи эссе о "сатори" Юлия Степанова рассказала РИА Новости, что особое влияние на них оказала информационная революция: "Виртуальный образ стал не просто двойником реального прототипа, он стал самостоятельной единицей. Страницы и фотографии в соцсетях — это не детали, как одежда, паспорт или резюме, это целое — сложная структура, которая влияет на мнение о тебе не только в окружении сверстников, но, к примеру, на мнение работодателя".

Интернет открывает этому поколению массу возможностей. "Можно видеть другие страны, не покупая билет на самолет, общаться, не выходя из дома, получить возможность высказаться и делать это без какого-то особенного статуса в обществе", — рассказывает Юлия. "Сатори" существуют вне стран и границ, интернет и доступ к информации — вот что объединяет этих людей по всему миру.

Это поколение первым осознало, какое огромное влияние на реальную жизнь может оказывать виртуальная составляющая, считает Юлия. Вот что она сама говорит об этом: "Хочешь смотреть "My little pony" и писать фанфики или изучать жизнь амишей в Америке начала ХХ века — пожалуйста, занимайся. Не нужно прятаться — достаточно найти единомышленников. Можно даже не иметь денег для поездки, ты найдешь тех, кто достанет для тебя сведения на месте. Сатори — первые дети другого мира, который отрывается от реального и уходит в онлайн".

Усталость от чужой работы

Психолог Елена Турлина считает, что отнюдь не интернет может быть причиной таких особенностей молодого поколения: "Недавно проводились исследования, которые показали, что у московских подростков, которые по возрасту близки к "сатори", очень низкий уровень запросов. Они описывают свои карьерные ожидания фразой "лишь бы на жизнь хватило". Елена объясняет это тем, что их родители очень много времени проводили на работе, были заняты зарабатыванием денег, постоянно транслировали то, что они очень устали, что у них нет времени. "А интернет этим детям компенсировал социализацию", — добавляет психолог.

Она считает, что в России такое явление чаще встречается в мегаполисах: "В регионах молодежь больше старается выехать в крупные города — на родине у них нет такого количества развлечений, как в Москве или Петербурге, там у молодых людей больше амбиций".

У этого поколения другое представление о семейных ценностях: "Они хотят, чтобы их будущие семьи были счастливыми, но они не получили навыков, как правильно проявлять свои чувства, как правильно выстраивать отношения, чтобы снизить уровень конфликтности".

"Можно, конечно, попытаться построить прогноз, — говорит Елена, — я считаю, что отсутствие навыков семейной жизни выльется в рост числа разводов, ведь уже сейчас можно наблюдать большое количество семей, где один родитель, как правило, женщина. На нее накладывается необходимость много работать и у нее нет возможности уделять достаточно времени ребенку, получается замкнутый круг. Мужчины в этом поколении больше ориентированы на семью, чем мы привыкли, исходя из традиционных устоев общества, у них нет этой установки "мужчины-добытчика". Но им опять-таки не хватает умения строить отношения, а на профессиональную реализацию остается меньше времени".

Что делать родителям с подростками которые ничего не хотят

Почему он ничего не хочет?

Это явление набрало силу в последние лет семь. Выросло целое поколение молодых людей, которые «ничего не хотят». Ни денег, ни карьеры, ни личной жизни. Они просиживают сутками за компьютерами, их не интересуют девушки (разве совсем чуть-чуть, чтобы не напрягаться). Они вообще не собираются работать. Как правило, их удовлетворяет та жизнь, которая уже есть – родительская квартира, немножко денег на сигареты, пиво. Не больше.

Что с ними не так?

Сашу привела на консультацию мама. Отличный 15-летний парень, мечта любой девочки: спортивный, язык подвешен, не хамит, глаза живые, словарный запас не как у Эллочки-людоедки, играет в теннис и на гитаре. Основная жалоба мамы, просто вопль измученной души: «Ну почему он ничего не хочет?»

Подробности истории

Что значит «ничего», интересуюсь я. Совсем ничего? Или всё же есть, спать, гулять, играть, смотреть кино он хочет? Оказывается, Саша не хочет ничего делать из списка «нормальных» дел для подростка. То есть:

1. Учиться;

2. Работать;

3. Ходить на курсы

4. Встречаться с девушками;

5. Помогать маме по хозяйству;

6. И даже ездить с мамой в отпуск.

Мама в тоске и отчаянии. Вырос здоровенный мужик, а проку от него – как от козла молока. Мама всю жизнь для него, всё только для его блага, себе во всём отказывала, бралась за любую работу, на кружки водила, на секции дорогостоящие возила, в языковые лагеря за границу отправляла – а он сначала спит до обеда, потом включает компьютер и до ночи в игрушки гоняет. А она-то надеялась, что он вырастет, и ей станет полегче.

Я продолжаю спрашивать. Из кого состоит семья? Кто в ней зарабатывает деньги? Какие у кого функции?

Оказывается, Сашина мама давно одна, развелась, когда ему было пять лет, «отец был такой же точно лежебока, может, это генетически передаётся?». Она работает, много работает, ведь ей приходится содержать троих (себя, бабушку и Сашу), домой приходит к ночи, уставшая смертельно.

Дом держится на бабушке, она и хозяйством занимается, и за Сашей следит. Только вот беда – Саша совсем от рук отбился, бабушку не слушается, даже не огрызается, просто пропускает мимо ушей.

Он ходит в школу, когда хочет, когда не хочет – не ходит. Ему грозит армия, но, похоже, его это ни капли не волнует. Он не прилагает ни малейших усилий, чтобы учиться хоть немного лучше, хотя все учителя в один голос твердят, что голова у него золотая и способности есть.

Школа из элитных, государственная, с историей. Но чтобы в ней удерживаться, приходится брать репетиторов по основным предметам. И всё равно двойки в четверти, могут и исключить.

По дому не делает ничего, совсем, даже чашку за собой не помоет, бабушка с палкой вынуждена таскать тяжеленные сумки с продуктами из магазина, а потом ему на подносике еду к компьютеру носит.

«Ну что с ним такое? – уже чуть не плачет мама. – Я же всю жизнь ему отдала…»

Мальчик

В следующий раз я вижу Сашу одного. И правда, хороший мальчик, симпатичный, модно и дорого одет, но не вызывающе. Какой-то слишком хороший. Какой-то он неживой. Картинка в журнале для девочек, гламурный принц, хоть бы прыщ где-нибудь был, что ли.

Со мной держится дружелюбно, вежливо, всем своим видом демонстрирует открытость и готовность сотрудничать. Тьфу, я чувствую себя персонажем американского сериала для подростков: главный герой на приёме у психоаналитика. Хочется сказать что-нибудь матом.

Ладно, вспомним, кто тут профи.

Вы не поверите, он практически слово в слово воспроизводит мамин текст. 15-летний парень говорит, как школьная училка: «Я ленивый. Моя лень мешает мне добиваться целей. И ещё я очень несобранный, могу в одну точку уставиться и сидеть так час».

А сам-то чего хочешь?

Да ничего особенного не хочет. В школе скучно, уроки дурацкие, хотя учителя классные, самые лучшие. Друзей близких нет, девушки тоже нет. Планов нет.

То есть, он не собирается осчастливить человечество любым из 1539 способов, известных цивилизации, он не планирует стать мегазвездой, ему не нужно богатство, карьерный рост и достижения. Ему вообще ничего не нужно. Спасибо, у нас всё есть.

Потихоньку начинает вырисовываться картина, не скажу, чтобы очень неожиданная для меня.

Примерно с трёх лет Саша занимался. Сначала подготовкой к школе, плаванием и английским языком. Потом пошёл в школу – добавился конный спорт.

Сейчас, кроме учёбы в математическом лицее, он ходит на курсы английского при МГИМО, на две спортивные секции и к репетитору. Во дворе не гуляет, телик не смотрит – некогда. В компьютер, на который так жалуется мама, играет только в каникулы, да и то не каждый день.

Почему он ничего не хочет?

Формально все эти занятия были добровольно выбраны Сашей. Но когда я спрашиваю, чем бы он хотел заниматься, если бы не надо было учиться, он говорит «играть на гитаре». (Варианты, услышанные от других респондентов: играть в футбол, играть на компе, ничего не делать, просто гулять). Играть . Запомним этот ответ и двинемся дальше.

Что с ним такое

Знаете, у меня таких клиентов бывает в неделю человека по три. Практически каждое обращение по поводу мальчика в возрасте от 13 до 19 лет именно про это: ничего не хочет .

В каждом таком случае я вижу одну и ту же картину: активная, энергичная, амбициозная мама, отсутствующий папа, дома или бабушка, или няни-домработницы. Чаще всё-таки бабушка.

Семейная система искажена : мама занимает роль мужчины в доме. Она кормилец, она же принимает все решения, контактирует с внешним миром, защищает, если нужно. Но дома её нет, она в полях и на охоте.

Огонь в очаге поддерживает бабушка, только у неё нет рычагов власти по отношению к их «общему» ребёнку, он может и не послушаться, и нагрубить. Если бы это были мама с папой, папа пришёл бы вечером с работы, мама бы ему пожаловалась на неподобающее поведение сына, папа бы ему накостылял – и вся любовь. А тут пожаловаться можно, а накостылять некому.

Мама старается дать сыну всё-всё: самые модные развлечения, самые нужные развивалки, любые подарки и покупки. А сын не счастлив . И снова и снова звучит этот припев: «ничего не хочет».

А у меня через некоторое время начинает просто чесаться внутри вопрос: «А когда ему хотеть-то? Если за него уже давно мама всё отхотела , отмечтала, распланировала и сделала».

Вот когда малыш пяти лет сидит дома один, катает по ковру машинку, играет, рычит, жужжит, строит мосты и крепости – в этот момент у него начинают зарождаться и вызревать желания, сначала смутные и неосознанные, постепенно формирующиеся в нечто конкретное: хочу большую пожарную машину с человечками. Потом он ждёт с работы маму или папу, высказывает своё желание и получает ответ. Обычно: «Потерпи до Нового года (дня рождения, получки)».

И приходится ждать, терпеть, мечтать об этой машине перед сном, предвкушать счастье обладания, представлять себе её (пока ещё машину) во всех деталях. Таким образом ребёнок учится контактировать со своим внутренним миром в части желаний.

А как было у Саши (и у всех других Саш, с которыми я имею дело)? Захотел – написал маме эсэмэску, отправил – мама заказала через Интернет – вечером привезли.

Или наоборот: зачем тебе эта машина, у тебя уроки не сделаны, ты прочёл две страницы логопедического букваря? Раз – и оборвали начало сказки. Всё. Мечтать больше не получается.

У этих мальчиков и правда всё есть: новейшие смартфоны, распоследние модели джинсов, поездки на море четыре раза в год. А вот возможности просто пинать балду у них нет. Между тем, скука – самое что ни на есть творческое состояние души , без неё невозможно придумать себе занятие.

Дитятко должно соскучиться и затосковать, чтобы появилась потребность двигаться и действовать. А он лишён даже самого элементарного права решать, ехать ему на Мальдивы или нет. Мама уже всё за него решила .

Что говорят родители

Сначала я в течение довольно длительного времени слушаю родителей. Их претензии, разочарования, обиды, догадки. Начинается всегда с жалоб вроде «мы для него всё, а он в ответ – ничего».

Перечисление того, что именно «для него всё», впечатляет. О некоторых вещах я узнаю впервые. Мне, например, и в голову не приходило, что 15-летнего мальчика можно водить в школу за ручку. И до сих пор считала, что предел – это третий класс. Ну четвёртый, для девочек.

Но оказывается, что тревоги и страхи мам толкают их на странные поступки. А вдруг на него нападут плохие мальчишки? И научат его плохому (курить, ругаться плохими словами, врать родителям; слово «наркотики» чаще всего не произносится, потому что очень страшно).

Часто звучит такой довод, как «Вы же понимаете, в какое время мы живём». Если честно – не очень понимаю. Мне кажется, времена всегда примерно одинаковые, ну, кроме совсем уж тяжёлых, например, когда война идёт прямо в вашем городе.

В моё время ходить девочке 11 лет одной через пустырь было смертельно опасно. Так мы и не ходили. Мы знали, что не надо туда ходить, и соблюдали правила. И маньяки сексуальные были, и в подъездах иногда грабили.

А вот чего не было – это свободной прессы. Поэтому криминальную сводку люди узнавали от знакомых знакомых, по принципу «одна бабка сказала». И, пройдя через множество ртов, информация становилась менее пугающей и более размытой. Типа похищения человека инопланетянами. Все слышали, что такое бывает, но никто не видел.

Когда же это показывают по телевизору, с подробностями, крупным планом, это становится той реальностью, которая здесь, рядом, в твоём доме. Ты видишь это своими глазами – а ведь признайтесь, большинство из нас ни разу в жизни не видели сами жертву разбойного нападения?

Человеческая психика не приспособлена к ежедневному наблюдению смерти, особенно насильственной. Это наносит сильную травму , а защищаться от неё современный человек не умеет. Поэтому, с одной стороны, мы вроде бы более циничны, а с другой – не отпускаем детей гулять на улицу. Потому что опасно.

Чаще всего такие беспомощные и вялые дети вырастают у тех родителей, которые с раннего детства были самостоятельными. Слишком взрослые, слишком ответственные, слишком рано предоставленные сами себе.

С первого класса приходили домой сами, ключ на ленточке на шее, уроки – сами, поесть разогреть – сами, в лучшем случае, родители вечером спросят: «А что у тебя с уроками?». На всё лето или в лагерь, или к бабушке в деревню, где тоже особо некому было следить.

А потом эти дети выросли, и случилась перестройка. Полная смена всего: жизненного уклада, ценностей, ориентиров. Есть от чего занервничать. Но поколение адаптировалось, выжило, даже стало успешным. Вытесненная и старательно не замечаемая тревога осталась. И теперь вся в полном объёме обрушилась на голову единственного чада.

А обвинения чаду предъявляются серьёзные. Родители напрочь отказываются признавать свой вклад в его (чада) развитие, они только горько сетуют: «Вот я в его годы…».

«Я в его годы уже твёрдо знал, чего хочу от жизни, а он в 10-м классе только игрушками интересуется. Я с третьего класса сама уроки делала, а он в восьмом не может за стол усесться, пока за руку не подведёшь. Мои родители даже не знали, какая у нас программа по математике, а мне сейчас приходится каждый пример с ним решать»

Всё это произносится с трагической интонацией «Куда катится этот мир?». Как будто дети должны повторять жизненный путь родителей.

В этот момент я начинаю спрашивать, а какого именно поведения они хотели бы от своего ребёнка. Получается довольно забавный список, вроде как портрет идеального мужчины:

1. Чтобы делал всё сам;

2. Чтобы беспрекословно слушался;

3. Проявлял инициативу;

4. Занимался в тех кружках, которые пригодятся потом в жизни;

5. Был чутким и заботливым и не был эгоистом;

6. Был более напористым и пробивным.

На последних пунктах мне уже грустно. Но и маме, которая составляет список, тоже грустно: она заметила противоречие. «Я хочу невозможного?» – печально спрашивает она.

Да, как ни жаль. Или пенье, или танцы. Или у вас послушный, на все согласный отличник-ботаник, или энергичный, инициативный, пробивной троечник. Или он вам сочувствует и поддерживает, или молча кивает и идёт мимо вас к своей цели.

Откуда-то взялась идея, что, правильно занимаясь с ребёнком, можно каким-то волшебным образом защитить его от всех грядущих бед. Как я уже говорила, польза от многочисленных развивающих занятий весьма относительная.

Ребёнок пропускает действительно важный этап в развитии: игры и отношения со сверстниками. Мальчики не учатся сами придумывать себе игру, занятие, не открывают новые территории (ведь там опасно), не дерутся, не умеют собирать вокруг себя команду.

Девочки ничего не знают о «женском круге», хотя с творчеством у них немного лучше обстоят дела: всё же девочек чаще отдают в разные рукодельные кружки, да и «забить» потребность в социальном общении у девочек труднее.

Кроме детской психологии я по старой памяти занимаюсь ещё и русским языком и литературой со школьниками. Так вот в погоне за иностранными языками родители совершенно упустили родной русский язы к.

Словарный запас у современных подростков как у Эллочки-Людоедки – в пределах сотни. Зато гордо заявляется: ребёнок изучает три иностранных языка, включая китайский, и все с носителями языка.

А пословицы дети понимают буквально («Без труда не выловить и рыбку из пруда» – это о чём?» – «Это про рыбалку»), словообразовательный разбор делать не могут, сложные переживания пытаются объяснять на пальцах. Потому что язык воспринимается в общении и из книг. А не во время уроков и спортивных занятий.

Что говорят дети

«Меня никто не слушает. Я хочу ходить из школы домой с друзьями, а не с няней (шофёром, сопровождением). У меня нет времени, чтобы смотреть телевизор, нет времени играть на компе. Я ни разу не был в кино с друзьями, только с родителями и их знакомыми. Меня не пускают в гости к ребятам, и ко мне никому нельзя. Мама проверяет мой портфель, карманы, телефон. Если я задерживаюсь в школе хотя бы на пять минут, мама сразу звонит».

Это текст не первоклассника. Это ученики 9-го класса говорят.

Смотрите, жалобы можно разделить на две категории: нарушение границ («проверяет портфель, не даёт надеть то, что я хочу») и, условно говоря, насилие над личностью («ничего нельзя»). Такое впечатление, что родители не заметили, что их дети уже выросли из памперсов.

Можно, хотя и вредно, проверять карманы у первоклашки – хотя бы для того, чтобы не постирать эти штаны вместе со жвачкой. Но к 14-летнему человеку хорошо бы уже входить в комнату со стуком. Не с формальным стуком – постучал и вошёл, не дожидаясь ответа, а уважая его право на личную жизнь.

Критика причёски, напоминание «Иди помойся, а то от тебя плохо пахнет», требование надеть тёплую куртку – всё это сигнализирует подростку: «Ты ещё маленький, у тебя нет права голоса, мы сами за тебя всё решим». Хотя мы всего-то хотели уберечь его от простуды. И он действительно плохо пахнет.

Не могу поверить, что остались ещё такие родители, которые не слышали: для подростка важнейшая часть жизни – общение со сверстниками . Но это означает, что ребёнок выходит из-под родительского контроля, родители перестают быть истиной в последней инстанции.

Творческая энергия ребёнка блокируется таким образом. Ведь если ему запрещено хотеть того, что ему действительно нужно, он отказывается от желаний вообще. Подумайте, как это страшно – ничего не хотеть. А зачем? Всё равно не разрешат , запретят, объяснят, что это вредно и опасно, «иди лучше уроки делай».

Наш мир далеко не идеален, он в самом деле небезопасен, в нём существует зло и хаос. Но мы как-то живём в нём. Позволяем себе любить (хотя вот уж это – авантюра с непредсказуемым сюжетом), меняем работу и жильё, переживаем кризисы внутри и снаружи.

Почему же вы не позволяете своим детям жить ?

У меня есть подозрение, что в тех семьях, где возникают подобные проблемы с детьми, родители не чувствуют своей безопасности. Их жизнь слишком напряжённая, уровень стресса превышает адаптационные возможности организма. И так хочется, чтобы хотя бы деточка жила в покое и гармонии.

А деточка не хочет покоя . Ей нужны бури, свершения и подвиги. В противном случае, чадо ложится на диван, отказывается от всего и перестаёт радовать глаз.

Что делать

Как всегда: обсуждать, составлять план, придерживаться его. Для начала вспомните, чего просил ваш ребёнок раньше, а потом перестал. Я совершенно уверена, что часовая ежедневная «абсолютно бесполезная» прогулка с друзьями – необходимое условие для психического здоровья подростка.

Вы удивитесь, но бессмысленное «балдение в ящик» (просмотр музыкальных и развлекательных каналов) нужно для наших детей тоже. Они входят в подобие транса, медитативное состояние, во время которого узнают нечто о себе. Не об артистах, звёздах и шоу-бизнесе. О себе.

То же самое можно сказать о компьютерных играх, социальных сетях, телефонных разговорах. Это страшно бесит, но надо пережить. Можно и нужно ограничивать, вводить какие-то рамки и правила, но тотально запрещать внутреннюю жизнь ребёнка – преступно и недальновидно.

Не выучит этот урок сейчас – накроет потом: кризисом среднего возраста, моральным выгоранием в 35, нежеланием принимать на себя ответственность за семью и т.д.

Потому что недоиграл. Недослонялся бесцельно по улицам. Не посмотрел вовремя все тупые комедии, не поржал над Бивисом и Баттхедом.

Я знаю одного мальчика, который доводил родителей до белого каления тем, что часами валялся в своей комнате и стучал теннисным мячиком в стену. Тихонько, не сильно. Их раздражал не стук, а то, что он ничего не делает. Сейчас ему 30, он вполне справный мужик, женат, работает, активен. Ему нужно было в 15 лет побыть в своей скорлупе.

С другой стороны, как правило, эти дети катастрофически недогружены жизнью. Всё, что они делают – учатся. Не ходят в магазин за продуктами для всей семьи, не моют пол, не чинят электроприборы.

Поэтому я давала бы им больше свободы внутри и ограничивала снаружи. То есть, ты сам решаешь, во что ты оденешься и чем будешь заниматься кроме учёбы, но при этом – вот список домашних дел, приступай. Кстати, мальчики отлично готовят. И гладить умеют. А тяжести таскают как.

Хобби для подростка, профориентация, психология подросткового возраста

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Психолог-консультант, специалист по детской психологии написала отличную статью, в которой отвечает на этот, пожалуй сейчас самый наболевший вопрос родителей.

Букв, конечно, много - однако считаем, что прочитать и проникнуться хорошо бы всем родителям подростков.

Это явление набрало силу в последние лет семь. Выросло целое поколение молодых людей, которые «ничего не хотят». Ни денег, ни карьеры, ни личной жизни. Они просиживают сутками за компьютерами, их не интересуют девушки (разве совсем чуть-чуть, чтобы не напрягаться).

Они вообще не собираются работать. Как правило, их удовлетворяет та жизнь, которая уже есть - родительская квартира, немножко денег на сигареты, пиво. Не больше. Что с ними не так?

Сашу привела на консультацию мама. Отличный 15-летний парень, мечта любой девочки: спортивный, язык подвешен, не хамит, глаза живые, словарный запас не как у Эллочки-людоедки, играет в теннис и на гитаре. Основная жалоба мамы, просто вопль измученной души: «Ну почему он ничего не хочет?»

Подробности истории

Что значит «ничего», интересуюсь я. Совсем ничего? Или все же есть, спать, гулять, играть, смотреть кино он хочет?

Оказывается, Саша не хочет ничего делать из списка «нормальных» дел для подростка. То есть:

1 . Учиться;

2 . Работать;

3 . Ходить на курсы

4 . Встречаться с девушками;

5 . Помогать маме по хозяйству;

6 . И даже ездить с мамой в отпуск.

Мама в тоске и отчаянии. Вырос здоровенный мужик, а проку от него - как от козла молока. Мама всю жизнь для него, все только для его блага, себе во всем отказывала, бралась за любую работу, на кружки водила, на секции дорогостоящие возила, в языковые лагеря за границу отправляла - а он сначала спит до обеда, потом включает компьютер и до ночи в игрушки гоняет. А она-то надеялась, что он вырастет, и ей станет полегче.

Я продолжаю спрашивать. Из кого состоит семья? Кто в ней зарабатывает деньги? Какие у кого функции?

Оказывается, Сашина мама давно одна, развелась, когда ему было пять лет, «отец был такой же точно лежебока, может, это генетически передается?». Она работает, много работает, ведь ей приходится содержать троих (себя, бабушку и Сашу), домой приходит к ночи, уставшая смертельно.

Дом держится на бабушке, она и хозяйством занимается, и за Сашей следит. Только вот беда - Саша совсем от рук отбился, бабушку не слушается, даже не огрызается, просто пропускает мимо ушей.

Он ходит в школу, когда хочет, когда не хочет - не ходит. Ему грозит армия, но, похоже, его это ни капли не волнует. Он не прилагает ни малейших усилий, чтобы учиться хоть немного лучше, хотя все учителя в один голос твердят, что голова у него золотая и способности есть.

Школа из элитных, государственная, с историей. Но чтобы в ней удерживаться, приходится брать репетиторов по основным предметам. И все равно двойки в четверти, могут и исключить.

По дому не делает ничего, совсем, даже чашку за собой не помоет, бабушка с палкой вынуждена таскать тяжеленные сумки с продуктами из магазина, а потом ему на подносике еду к компьютеру носит.

«Ну что с ним такое? - уже чуть не плачет мама. - Я же всю жизнь ему отдала.»

Мальчик

В следующий раз я вижу Сашу одного. И правда, хороший мальчик, симпатичный, модно и дорого одет, но не вызывающе. Какой-то слишком хороший. Какой-то он неживой. Картинка в журнале для девочек, гламурный принц, хоть бы прыщ где-нибудь был, что ли.

Со мной держится дружелюбно, вежливо, всем своим видом демонстрирует открытость и готовность сотрудничать. Тьфу, я чувствую себя персонажем американского сериала для подростков: главный герой на приеме у психоаналитика. Хочется сказать что-нибудь матом. Ладно, вспомним, кто тут профи.

Вы не поверите, он практически слово в слово воспроизводит мамин текст. 15-летний парень говорит, как школьная училка: «Я ленивый. Моя лень мешает мне добиваться целей. И еще я очень несобранный, могу в одну точку уставиться и сидеть так час».

А сам-то чего хочешь?

Да ничего особенного не хочет. В школе скучно, уроки дурацкие, хотя учителя классные, самые лучшие. Друзей близких нет, девушки тоже нет. Планов нет.

То есть он не собирается осчастливить человечество любым из 1539 способов, известных цивилизации, он не планирует стать мегазвездой, ему не нужно богатство, карьерный рост и достижения. Ему вообще ничего не нужно. Спасибо, у нас все есть.

Потихоньку начинает вырисовываться картина, не скажу, чтобы очень неожиданная для меня.

Примерно с трех лет Саша занимался. Сначала подготовкой к школе, плаванием и английским языком. Потом пошел в школу - добавился конный спорт.

Сейчас, кроме учебы в математическом лицее, он ходит на курсы английского при МГИМО, на две спортивные секции и к репетитору. Во дворе не гуляет, телик не смотрит - некогда. В компьютер, на который так жалуется мама, играет только в каникулы, да и то не каждый день.

Почему он ничего не хочет?

Формально все эти занятия были добровольно выбраны Сашей. Но когда я спрашиваю, чем бы он хотел заниматься, если бы не надо было учиться, он говорит «играть на гитаре». (Варианты, услышанные от других респондентов: играть в футбол, играть на компе, ничего не делать, просто гулять). Играть. Запомним этот ответ и двинемся дальше.

Что с ним такое

Знаете, у меня таких клиентов бывает в неделю человека по три. Практически каждое обращение по поводу мальчика в возрасте от 13 до 19 лет именно про это: ничего не хочет.

В каждом таком случае я вижу одну и ту же картину: активная, энергичная, амбициозная мама, отсутствующий папа, дома или бабушка, или няни-домработницы. Чаще все-таки бабушка.

Семейная система искажена: мама занимает роль мужчины в доме. Она кормилец, она же принимает все решения, контактирует с внешним миром, защищает, если нужно. Но дома ее нет, она в полях и на охоте.

Огонь в очаге поддерживает бабушка, только у нее нет рычагов власти по отношению к их «общему» ребенку, он может и не послушаться, и нагрубить. Если бы это были мама с папой, папа пришел бы вечером с работы, мама бы ему пожаловалась на неподобающее поведение сына, папа бы ему накостылял - и вся любовь. А тут пожаловаться можно, а накостылять некому.

Мама старается дать сыну все-все: самые модные развлечения, самые нужные развивалки, любые подарки и покупки. А сын не счастлив. И снова и снова звучит этот припев: «ничего не хочет».

А у меня через некоторое время начинает просто чесаться внутри вопрос: «А когда ему хотеть-то? Если за него уже давно мама все отхотела, отмечтала, распланировала и сделала».

Вот когда малыш пяти лет сидит дома один, катает по ковру машинку, играет, рычит, жужжит, строит мосты и крепости - в этот момент у него начинают зарождаться и вызревать желания, сначала смутные и неосознанные, постепенно формирующиеся в нечто конкретное: хочу большую пожарную машину с человечками. Потом он ждет с работы маму или папу, высказывает свое желание и получает ответ. Обычно: «Потерпи до Нового года (дня рождения, получки)».

И приходится ждать, терпеть, мечтать об этой машине перед сном, предвкушать счастье обладания, представлять себе ее (пока еще машину) во всех деталях. Таким образом ребенок учится контактировать со своим внутренним миром в части желаний.

А как было у Саши (и у всех других Саш, с которыми я имею дело)? Захотел - написал маме эсэмэску, отправил - мама заказала через Интернет - вечером привезли.

Или наоборот: зачем тебе эта машина, у тебя уроки не сделаны, ты прочел две страницы логопедического букваря? Раз - и оборвали начало сказки. Все. Мечтать больше не получается.

У этих мальчиков и правда все есть: новейшие смартфоны, распоследние модели джинсов, поездки на море четыре раза в год. А вот возможности просто пинать балду у них нет. Между тем скука - самое что ни на есть творческое состояние души, без нее невозможно придумать себе занятие.

Дитятко должно соскучиться и затосковать, чтобы появилась потребность двигаться и действовать. А он лишен даже самого элементарного права решать, ехать ему на Мальдивы или нет. Мама уже все за него решила.

Что говорят родители

Сначала я в течение довольно длительного времени слушаю родителей. Их претензии, разочарования, обиды, догадки. Начинается всегда с жалоб вроде «мы для него все, а он в ответ - ничего «.

Перечисление того, что именно «для него все», впечатляет. О некоторых вещах я узнаю впервые. Мне, например, и в голову не приходило, что 15-летнего мальчика можно водить в школу за ручку. И до сих пор считала, что предел - это третий класс. Ну четвертый, для девочек.

Но оказывается, что тревоги и страхи мам толкают их на странные поступки. А вдруг на него нападут плохие мальчишки? И научат его плохому (курить, ругаться плохими словами, врать родителям; слово «наркотики» чаще всего не произносится, потому что очень страшно).

Часто звучит такой довод, как «Вы же понимаете, в какое время мы живем». Если честно - не очень понимаю. Мне кажется, времена всегда примерно одинаковые, ну, кроме совсем уж тяжелых, например, когда война идет прямо в вашем городе.

В мое время ходить девочке 11 лет одной через пустырь было смертельно опасно. Так мы и не ходили. Мы знали, что не надо туда ходить, и соблюдали правила. И маньяки сексуальные были, и в подъездах иногда грабили.

А вот чего не было - это свободной прессы. Поэтому криминальную сводку люди узнавали от знакомых знакомых, по принципу «одна бабка сказала». И, пройдя через множество ртов, информация становилась менее пугающей и более размытой. Типа похищения человека инопланетянами. Все слышали, что такое бывает, но никто не видел.

Когда же это показывают по телевизору, с подробностями, крупным планом, это становится той реальностью, которая здесь, рядом, в твоем доме. Ты видишь это своими глазами - а ведь признайтесь, большинство из нас ни разу в жизни не видели сами жертву разбойного нападения?

Человеческая психика не приспособлена к ежедневному наблюдению смерти, особенно насильственной. Это наносит сильную травму, а защищаться от нее современный человек не умеет. Поэтому, с одной стороны, мы вроде бы более циничны, а с другой - не отпускаем детей гулять на улицу. Потому что опасно.

Чаще всего такие беспомощные и вялые дети вырастают у тех родителей, которые с раннего детства были самостоятельными. Слишком взрослые, слишком ответственные, слишком рано предоставленные сами себе.

С первого класса приходили домой сами, ключ на ленточке на шее, уроки - сами, поесть разогреть - сами, в лучшем случае родители вечером спросят: «А что у тебя с уроками?». На все лето или в лагерь, или к бабушке в деревню, где тоже особо некому было следить.

А потом эти дети выросли, и случилась перестройка. Полная смена всего: жизненного уклада, ценностей, ориентиров. Есть от чего занервничать. Но поколение адаптировалось, выжило, даже стало успешным. Вытесненная и старательно не замечаемая тревога осталась. И теперь вся в полном объеме обрушилась на голову единственного чада.

А обвинения чаду предъявляются серьезные. Родители напрочь отказываются признавать свой вклад в его (чада) развитие, они только горько сетуют: «Вот я в его годы…».

«Я в его годы уже твердо знал, чего хочу от жизни, а он в 10-м классе только игрушками интересуется. Я с третьего класса сама уроки делала, а он в восьмом не может за стол усесться, пока за руку не подведешь. Мои родители даже не знали, какая у нас программа по математике, а мне сейчас приходится каждый пример с ним решать»

Все это произносится с трагической интонацией «Куда катится этот мир?». Как будто дети должны повторять жизненный путь родителей.

В этот момент я начинаю спрашивать, а какого именно поведения они хотели бы от своего ребенка. Получается довольно забавный список, вроде как портрет идеального мужчины:

1 . Чтобы делал все сам;

2 . Чтобы беспрекословно слушался;

3 . Проявлял инициативу;

4. Занимался в тех кружках, которые пригодятся потом в жизни;

5 . Был чутким и заботливым и не был эгоистом;

6 . Был более напористым и пробивным.

На последних пунктах мне уже грустно. Но и маме, которая составляет список, тоже грустно: она заметила противоречие. «Я хочу невозможного?» - печально спрашивает она.

Да, как ни жаль. Или пенье, или танцы. Или у вас послушный, на все согласный отличник-ботаник, или энергичный, инициативный, пробивной троечник. Или он вам сочувствует и поддерживает, или молча кивает и идет мимо вас к своей цели.

Откуда-то взялась идея, что, правильно занимаясь с ребенком, можно каким-то волшебным образом защитить его от всех грядущих бед. Как я уже говорила, польза от многочисленных развивающих занятий весьма относительная.

Ребенок пропускает действительно важный этап в развитии: игры и отношения со сверстниками. Мальчики не учатся сами придумывать себе игру, занятие, не открывают новые территории (ведь там опасно), не дерутся, не умеют собирать вокруг себя команду.

Девочки ничего не знают о «женском круге», хотя с творчеством у них немного лучше обстоят дела: все же девочек чаще отдают в разные рукодельные кружки, да и «забить» потребность в социальном общении у девочек труднее.

Кроме детской психологии я по старой памяти занимаюсь еще и русским языком и литературой со школьниками. Так вот в погоне за иностранными языками родители совершенно упустили родной русский язык.

Словарный запас у современных подростков как у Эллочки-Людоедки - в пределах сотни. Зато гордо заявляется: ребенок изучает три иностранных языка, включая китайский, и все с носителями языка.

А пословицы дети понимают буквально («Без труда не выловить и рыбку из пруда» - это о чем?» - «Это про рыбалку»), словообразовательный разбор делать не могут, сложные переживания пытаются объяснять на пальцах. Потому что язык воспринимается в общении и из книг. А не во время уроков и спортивных занятий.

Что говорят дети

«Меня никто не слушает. Я хочу ходить из школы домой с друзьями, а не с няней (шофером, сопровождением). У меня нет времени, чтобы смотреть телевизор, нет времени играть на компе.

Я ни разу не был в кино с друзьями, только с родителями и их знакомыми. Меня не пускают в гости к ребятам, и ко мне никому нельзя. Мама проверяет мой портфель, карманы, телефон. Если я задерживаюсь в школе хотя бы на пять минут, мама сразу звонит».

Это текст не первоклассника. Это ученики 9-го класса говорят.

Смотрите, жалобы можно разделить на две категории: нарушение границ («проверяет портфель, не дает надеть то, что я хочу») и, условно говоря, насилие над личностью («ничего нельзя»). Такое впечатление, что родители не заметили, что их дети уже выросли из памперсов.

Можно, хотя и вредно, проверять карманы у первоклашки - хотя бы для того, чтобы не постирать эти штаны вместе со жвачкой. Но к 14-летнему человеку хорошо бы уже входить в комнату со стуком. Не с формальным стуком - постучал и вошел, не дожидаясь ответа, а уважая его право на личную жизнь.

Критика прически, напоминание «Иди помойся, а то от тебя плохо пахнет», требование надеть теплую куртку - все это сигнализирует подростку: «Ты еще маленький, у тебя нет права голоса, мы сами за тебя все решим». Хотя мы всего-то хотели уберечь его от простуды. И он действительно плохо пахнет.

Не могу поверить, что остались еще такие родители, которые не слышали: для подростка важнейшая часть жизни - общение со сверстниками. Но это означает, что ребенок выходит из-под родительского контроля, родители перестают быть истиной в последней инстанции.

Творческая энергия ребенка блокируется таким образом. Ведь если ему запрещено хотеть того, что ему действительно нужно, он отказывается от желаний вообще. Подумайте, как это страшно - ничего не хотеть. А зачем? Все равно не разрешат, запретят, объяснят, что это вредно и опасно, «иди лучше уроки делай».

Наш мир далеко не идеален, он в самом деле небезопасен, в нем существует зло и хаос. Но мы как-то живем в нем. Позволяем себе любить (хотя вот уж это - авантюра с непредсказуемым сюжетом), меняем работу и жилье, переживаем кризисы внутри и снаружи. Почему же вы не позволяете своим детям жить?

У меня есть подозрение, что в тех семьях, где возникают подобные проблемы с детьми, родители не чувствуют своей безопасности. Их жизнь слишком напряженная, уровень стресса превышает адаптационные возможности организма. И так хочется, чтобы хотя бы деточка жила в покое и гармонии.

А деточка не хочет покоя. Ей нужны бури, свершения и подвиги. В противном случае чадо ложится на диван, отказывается от всего и перестает радовать глаз.

Что делать

Как всегда: обсуждать, составлять план, придерживаться его. Для начала вспомните, чего просил ваш ребенок раньше, а потом перестал. Я совершенно уверена, что часовая ежедневная «абсолютно бесполезная» прогулка с друзьями - необходимое условие для психического здоровья подростка.

Вы удивитесь, но бессмысленное «балдение в ящик» (просмотр музыкальных и развлекательных каналов) нужно для наших детей тоже. Они входят в подобие транса, медитативное состояние, во время которого узнают нечто о себе. Не об артистах, звездах и шоу-бизнесе. О себе.

То же самое можно сказать о компьютерных играх, социальных сетях, телефонных разговорах. Это страшно бесит, но надо пережить. Можно и нужно ограничивать, вводить какие-то рамки и правила, но тотально запрещать внутреннюю жизнь ребенка - преступно и недальновидно.

Не выучит этот урок сейчас - накроет потом: кризисом среднего возраста, моральным выгоранием в 35, нежеланием принимать на себя ответственность за семью и т. д.

Потому что недоиграл. Недослонялся бесцельно по улицам. Не посмотрел вовремя все тупые комедии, не поржал над Бивисом и Баттхедом.

Я знаю одного мальчика, который доводил родителей до белого каления тем, что часами валялся в своей комнате и стучал теннисным мячиком в стену. Тихонько, не сильно. Их раздражал не стук, а то, что он ничего не делает. Сейчас ему 30, он вполне справный мужик, женат, работает, активен. Ему нужно было в 15 лет побыть в своей скорлупе.

С другой стороны, как правило, эти дети катастрофически недогружены жизнью. Все, что они делают - учатся. Не ходят в магазин за продуктами для всей семьи, не моют пол, не чинят электроприборы.

Поэтому я давала бы им больше свободы внутри и ограничивала снаружи. То есть ты сам решаешь, во что ты оденешься и чем будешь заниматься кроме учебы, но при этом - вот список домашних дел, приступай. Кстати, мальчики отлично готовят. И гладить умеют. А тяжести таскают как.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Кажется, что это касается всего мира. Что в Австралии менеджер среднего звена бросает работу в офисе ради собственного бара, в Европе студентка решает уделять время стартапу вместо рождения ребенка, а в Азии фашиониста готов выложить круглую сумму не за брендовую вещь, а за ту, которая ему действительно понравилась. Но нет, несмотря на глобальные тенденции, есть еще и менталитет, и история, и национальные травмы, в конце концов. В Японии, например, людей, родившихся в конце 80-х – начале 90-х, называют поколением Сатори. Если углубляться в дзен-буддизм, то там термин «сатори» означает внутреннее просветление, пробуждение вследствие самопогружения.

Впервые словосочетание «поколение Сатори» было использовано в 2010 году в комментарии под описанием книги Таку Ямаока «Молодежь, которая ничего не хочет». Буквально – ничего. Как анализировал поведение современных молодых людей автор, они лишены амбиций и желаний, не стремятся к реализации в карьере, семье, социуме. Им не нужны брендовые вещи и путешествия заграницу – они лишь в поиске собственного комфортного ритма жизни, которая не обещает ничего выдающегося.

«Поколение Сатори. Они не станут делать ничего там , где известен результат. Бесчувственные. Результат для них важнее процесса. Не допустят потерь», – такой твит позже сделал основатель сайта, где рассказывалось о книге. Его запись молниеносно распространилась по сети, прочно ассоциируясь в сознании с молодыми японками и японцами.

Многие специалисты называют это явление «откатом в прошлое» . Получилось так, что эти ребята первыми получали образование по упрощенной школьной программе. К моменту, когда они повзрослели, грянул кризис, вместе с которым пришла общедоступность интернета. Их знаний оказалось достаточно для того, чтобы принимать зрелые решения, но из-за застоя в самом обществе молодежь потеряла ориентиры для своих стремлений.

Первыми забили тревогу экономисты : они заметили, что у нового поколения стремительно падает желание покупать. Зачем приобретать квартиру, если можно жить с родителями? Кому нужна машина, если общественный транспорт дешевый и приносит меньше вреда окружающей среде? Для чего заводить отношения, если можно просто дружить? Примечательно, что автомобильный рынок Японии до сих пор на уровне, вот только люди возраста 20+ садятся за руль все реже, а машины покупают только класса эконом. Времена, когда наличие дорогого автомобиля было вопросом статуса, прошли, заставив рекламщиков и маркетологов ломать головы над тем, чем же заинтересовать поколение Сатори.

Еще одно яркое отличие от нашей реальности – молодые японцы не стремятся к путешествиям: за 12 лет количество тех, кто выезжает за границу, упало с четырех миллионов к почти трем. Почему? Сами Сатори в этом вопросе очень прагматичны: попробовать блюда разных стран мира можно и в Японии, увидеть Эйфелеву башню или гробницы фараонов – в интернете, пообщаться с незнакомыми людьми – в чате. Хотя и общение тут специфическое – те же работники туристической отрасли прогнозируют ближайший кризис в сфере свадебных и семейных путешествий. Так уж получилось, что в своем стремлении всего лишь плыть по течению поколение Сатори подрывает одни из главных азиатских ценностей: трудолюбие и уважение к институту брака.

Сейчас стало модным словосочетание «поколение Сатори» («сатори» буквально означает просветление, вид медитативной практики - прим. пер. ). Это выражение родилось на просторах интернета и относится к поколению нынешней молодежи. Это не поколение экономики «мыльного пузыря» и не расслабленное поколение Ютори (ютори буквально переводится как «запас, ослабление» - прим. пер.), это поколение Сатори. Кто же они такие?

Впервые употребление словосочетания «поколение Сатори» было зарегистрировано в январе 2010 года. След вел с сайта объявлений «Второй канал» к книге бывшего журналиста газеты «Никкей» Таку Ямаока под названием «Молодежь, которая ничего не хочет».

В книге было описаны типы поведения современной молодежи: «Они не ездят на машинах. Они не хотят брендовых вещей. Они не занимаются спортом. Они не пьют спиртные напитки. Они не путешествуют. Любовь им безразлична».

Под влиянием этих строк один из читателей назвал такую молодежь «поколением Сатори», после чего посыпались комментарии вроде «Отличное слово!» или «Интересно сказал». Затем основатель этого сайта, бывший менеджер Нисимура (36 лет) разместил следующий твит: «Поколение Сатори. Они не станут делать ничего там, где известен результат. Бесчувственные. Результат для них важнее процесса. Не допустят потерь». Пост мгновенно облетел весь интернет.

Влияние стагнации?

Абстрагировавшееся поколение, не стремящееся ни к чему. На какой же возраст ориентироваться?

Аналитик исследовательского центра образа жизни молодежи Hakuhodo Ёхэй Харада (35 лет) считает, что «видимо, это те молодые люди, которые учились по упрощенной программе образования и практически соответствуют ему по возрасту».

К поколению Сатори относятся люди, получившие школьное образование главным образом в 2002 -2010 годах. Они родились, начиная со второй половины 1980-х годов, и сейчас им по 16-25 лет.

Когда они выросли, экономика мыльного пузыря уже лопнула, наступил кризис. С другой стороны, повсеместно распространился интернет, сложилась среда, в которой стало возможным получать необходимую информацию, не вставая с дивана. Харада уточняет: «Поколение Ютори стало выражать ни на что не способную молодежь в целом, но поколение Сатори, получив урезанное образование, вобрало в себя достаточно знаний, чтобы на самом деле думать о будущем и являться довольно умной группой людей. Но именно поэтому они должны были добиваться результатов».

Опасность для бизнеса

Молодежь долгое время шла во главе потребительского бума, но в последнее время отмечается, что среди 20-летних падает желание покупать.

Например, возьмем путешествия. Согласно данным транспортных компаний, количество 20-летних путешественников, выезжающих за пределы страны, составляло 4 170 000 в 2000 году, а в 2012 году их количество сократилось до 2 940 000. Масаки Ота (51 год) из туристической компании JTB выражает свою обеспокоенность: «Если это поколение не подталкивать, то мы не сможем продолжать расширять рынок свадебных и семейных путешествий».

Возьмем машины. По данным исследования тенденций рынка легковых автомобилей, которое было проведено Обществом производителей автомобилей Японии в 2008 году и ориентировалось на целевую группу от 18 до 24 лет, доля обладателей водительских прав держится примерно на одном уровне в 65%, начиная с 2001 года, но молодежи, реально садящейся за руль автомобиля, стало меньше: произошло сокращение с 74,5% за 1999 год до 62,5% в 2007 году. Увеличилось число и мужчин и женщин, желающих приобрести автомобиль по цене менее 1200 000 иен. Представитель общества добавляет, что «эта тенденция становится сильнее с каждым годом».

Рюсё Цукахара (36 лет) из отдела маркетинга компании Nissan говорит о том, что «Времена, когда покупка машины являлась вопросом статуса, прошли. Сейчас стали нужны идеи, перекликающиеся с понятиями романтики и изысканности, для привлечения интереса».

При этом население 20-летнего возраста продолжает сокращаться, а заработок молодежи имеет тенденцию к спаду. Возможно, они не покупают вовсе не из-за своего нежелания, а просто потому, что у них нет денег.