Гавайская вечеринка своими руками. Подготовка руки к письму

В домашних условиях несложно сделать материалы Монтессори своими руками без значительных материальных... Обеспечив ребёнка часто меняющимися пособиями...

Система Монтессори давно отметила своё столетие, однако её методы и поныне нисколько не потеряли свою актуальность. Основной её идеей является то, что родителям нужно подарить ребёнку свободу. За ней последует возрастающая самостоятельность и взросление крохи. Также малышу необходима так называемая подготовленная среда, которая подразумевает особый быт и большое количество дидактических материалов, способствующих его сенситивному развитию. Все это несложно организовать в домашних условиях без значительных материальных затрат, изготовив многие игры Монтессори своими руками.

Суть метода Монтессори

О какой свободе идёт речь? Обеспечив ребёнка хорошими, часто меняющимися пособиями, взрослый в процессе занятий является не руководителем, как это принято в классических системах обучения, а лишь помощником. Поначалу к этому сложно привыкнуть, но малыш сам должен выбирать, чем ему хочется заняться на данный момент.

Конечно, подобный подход скорее подойдёт детям, которым уже есть 3 года, ведь именно с этого возраста кроха способен осознать свою самостоятельность. А родители её должны дома всячески поощрять и содействовать взрослению малыша: учить его одеваться и обуваться, чистить зубы, убирать за собой вещи и игрушки, включать в процесс приготовления еды и сервировки стола.

Сами игры изготавливаются из натуральных материалов и часто представляют собой обычные предметы обихода, которые без Монтессори вы бы и не подумали дать маленьким детям.

Тематический материал:

Что такое Монтессори-среда

Для занятий по данной методике пространство детской необходимо организовать так, чтобы крошка мог самостоятельно обратиться к нужным пособиям. Обучающие материалы нужно разложить в соответствии с их предназначением:

Сортировка

Проведите «ревизию» в игрушках и сложите отдельно те, которые способствуют формированию мелкой моторики, цветовосприятия, речевых и математических умений, тактильных ощущений и т. д. После такой сортировки вы поймёте, какие игры следует изготовить, а какие дома в избытке.

Зонирование

Теперь, собрав все по коробкам или контейнерам, вам нужно определить их в подходящие места. Это могут быть полочки, тумбочки или этажерки, до которых ребёнок может дотянуться сам. Но помните, что с некоторыми предметами дети должны играть под родительским присмотром.

Комплектование

Игр и пособий понадобится немало. Что-то из этого можно купить, но большинство «развивалок» легко изготовить и дома из ненужных материалов.

Готовим дидактические материалы

Какие развивающие игрушки под силу сделать дома любому родителю? Простейшие варианты для детей от 4-го года жизни:

Сундучок с тканями

Нарежьте один или несколько кусочков разнофактурных тканей. В процессе занятия нужно вначале дать ребёнку их хорошенько изучить тактильным способом. Затем он будет доставать заданный лоскут материала на ощупь.

Секретный мешочек

И снова игра на развитие сенсорных ощущений и мелкой моторики. В красивый мешочек положите несколько хорошо знакомых крошке предметов. На занятии можно предложить ему вынуть заданную вами вещь или, не подглядывая угадать, что ему попалось в мешочке.

Ароматное саше

Их также можно сделать дома из обычных детских носочков. Поместите в них ароматные наполнители (цедра цитрусовых, травы, кофейные зёрна) и туго завяжите. В игре дети угадывают запахи, развивая тем самым сенсорное восприятие мира.

Рельефные буквы и цифры

Подготовьте шаблоны знаков и приклейте их на плотный картон. Затем их нужно вырезать и обмазать по контуру клеем. Сверху насыпьте манку или другую крупу и после высыхания снова закрепите слоем клея.

Для самых маленьких исследователей мира, которым ещё нет года, тоже можно смастерить некоторые развивающие игрушки.

Тактильные дощечки

Идея их создания схожа с рельефными буквами, только в этом случае вместо знаков будут выступать одинаковые по форме и размеру таблички. Кроме круп, на них можно нанести различные виды ткани, царапины, войлок, кусочки меха, гофрированную бумагу и др. Играя с ними, малютка будет учиться различать поверхности, сортировать и складывать их в соответствии со своими ощущениями.

Сенсорные коврики

Чтобы пошить такой коврик дома, подберите лоскуты различных по фактуре материй и сшейте из них узкую и длинную дорожку, её можно дополнить шерстяными и меховыми вставками. Хорошо если она на мягкой основе, потому что малыш будет ползать по её поверхности голышом, чтобы как следует изучить свои ощущения от различных рельефов.

Крышки

Игры с крышками не только учат детей ориентироваться в формах и размерах, но и развивают ловкость рук. Подготовьте баночки разных размеров, их крышки положите в коробку. Задание: подобрать к банке соответствующую крышку.

Аналоги классических Монтессори-игрушек

Кроме вышеперечисленных игрушек, есть ещё несколько пособий, которые пользуются особой популярностью среди родителей. Их также вполне возможно изготовить в домашних условиях, применив минимум усилий и средств.

Рамки-вкладыши

Что понадобится: плотный картон (можно воспользоваться коробкой из-под обуви), цветная бумага и основа (например, ватман).

Из картона нужно вырезать одинаковые прямоугольники. Их количество зависит от того, со сколькими фигурами вы будете знакомить кроху. Если ему около года, будет достаточно основных четырёх форм (круглая, прямоугольная, квадратная и треугольная).

В каждой карточке вырезается несколько одинаковых фигур разного размера. Украшаем их лицевую часть цветной бумагой так, чтобы все вкладыши одной формы были разного цвета.

Ребёнку будет удобнее манипулировать фигурками, если на них прикрепить по бусинке или пуговице.

Приклеиваем рамки на основу и приступаем к занятиям!

С такой игрушкой можно обучить малыша цветам, формам и размерам. Подходит пособие для детей от года и старше.

Что понадобится: квадратные выкройки из флиса, наполнитель (например, синтепон), липучки.

Шьём тканевые подушки разной величины, подбирая цвета так, чтобы нижняя часть верхней подушки совпадала с цветом верхней стороны предыдущей. Цвета, размеры и количество подушек зависят от ваших предпочтений и материалов, которые вы найдёте дома.

Чтобы наша пирамидка не падала, нижнюю подушку нужно заполнить каким-то тяжёлым наполнителем, например, гречкой, а в центре каждой пришиваются липучки.

Можно поэкспериментировать с наполнителями и положить внутрь элементов игрушки целлофан, слюду, вату и т. д.

Мягкая пирамидка понравится детям от года. В игровом процессе она будет способствовать запоминанию цветов, развитию тактильных ощущений, формированию понятий «больше - меньше».

Организовывая занятия, помните, что система Монтессори предполагает смену и усложнение дидактических материалов только при условии успешного усвоения предыдущих.

Цветные ёжики

Пожалуй, это самая простая и доступная из игрушек Монтессори своими руками. За две минуты вырезаем из цветного картона ёжика или целое семейство зверюшек и цепляем на него с ребёнком прищепки.

Шнуровки

Являясь чрезвычайно полезными для моторики рук, игры-шнуровки знакомы каждому родителю. И лишь немногие из пап и мам знают, что это элемент системы Монтессори. А так как шнуровки тоже являются достаточно дорогими, будем мастерить их дома из подручных материалов.

Если говорить о возрасте, то «пришить» шнурком пуговицу под силу детям даже одного года. Игры с сюжетными картинками и многочисленными деталями заинтересуют малышей 3-4 лет.

Скользящие мягкие шарики

Суть игры: у ребёнка 4 меховых шарика, по одному они проталкиваются через трубку, последний выталкивает первый и т. д.

Это у Монтессори. Дома вместо меховых элементов, можно использовать помпоны из пряжи или просто клубки шерстяных ниток одинакового размера.

Чтобы сделать игрушку нам понадобится основа (крышка от коробки), втулка, через которую будут проходить шарики и ножка, держащая её над поверхностью (бутылка из-под шампуня).

Вырезаем во флаконе два отверстия, через которые будет проходить втулка. Её диаметр зависит от размеров проталкиваемых предметов, длина должна соответствовать трём помпонам, сложенным в ряд.

Просовываем и приклеиваем картонный цилиндр. Закрепляем бутылку на основе. Для прочности обклейте крышку коробки и картонную втулку скотчем, можно украсить цветной бумагой.

Данный вид игры надолго увлечёт даже детей до года. Она прекрасно подойдёт для развития цветовосприятия и мелкой моторики.

Поощряйте познавательный интерес своего ребёнка. Учитесь превращать в игру все предметы обихода, которые интересуют его, ведь только так малыш будет быстрее развиваться и сможет приобрести необходимые ему навыки.

В методике развития ребенка Марии Монтессори много внимания уделяется обучению малыша самостоятельности. Самостоятельности в отрывании и закрывании замков, дверей, застегивании пуговиц, шнуровке обуви и так далее. В центрах, работающих по методике Монтессори, есть разнообразные пособия по отработке этих навыков. Такие пособия можно приобрести в магазинах, а можно сделать самостоятельно. В этом нет ничего сложного, у нас с мужем получилось.

Для начала немного о досках Монтессори. Чаще всего пособия представляют собой доски, висящие на стенах, к которым прикреплены различные предметы: крючки, щеколды, счеты, приспособления для шнуровки, фонарики, выключатели и тому подобная бытовая мелочевка. Замечали, с каким удовольствием малыш нажимает на выключатель в ванной или на кнопку стиральной машины? Дайте ему «легальную» возможность нажимать на кнопки, открывать замки без вашего присмотра.

Отработка таких бытовых навыков, как шнуровка или отстегивание пуговиц, развивает мелкую моторику ребенка, а значит стимулирует его умственное развитие.

Доски можно делать разного размера и назначения. Делая пособие, ориентируйтесь на возраст ребенка. К примеру, доску, которую мы с мужем делали на годовщину дочке, мы уже хотим переделать. Валюша наигралась и почти не подходит к доске.

Мы хотим добавить некоторые новые элементы, чтобы у нее снова появился интерес. Например, я заметила, что дочка с удовольствием застегивает-отстегивает липучки на обуви, значит, нужно добавить «липучести» на доске. Еще в планах сделать так, чтобы игра с выключателем была не пустой, а при нажатии на него загоралась лампочка. Значит, мужу придется поработать с электрикой и спрятать провода.

Как сделать такую доску?

1. Для начала определитесь с местом, где эта доска будет висеть. В игровом уголке? Или, может быть, вы выделите место на кухне, чтобы ребенок был под присмотром, а у вас освободилось время для спокойной готовки обеда? Или место найдется только на стене в коридоре? У нас дома доска висит в комнате рядом с игрушками дочки.

2. Купите в строительном магазине доску, при необходимости обработайте ее, чтобы избежать заноз. Мы поступили иначе - нашли на даче столешницу старого стола и отпилили половину. Столешница была в непонятных разводах, поэтому мы обклеили ее специальной бумагой.
3. Не обязательно тратить много денег в строительном магазине. Для начала поройтесь в шкафах, у вас обязательно найдутся отрезы тканей (для создания игрушек из текстиля, ковриков для осязания), пуговицы, крупные замки-молнии, старые щеколды, крючки, выключатели. Для своей доски мы купили только бумагу для обклеивания, фонарик-выключатель (такие обычно продаются для стенных шкафов и кладовок), рамку для фотографии. Все остальное - поскребли по сусекам.

4. Творите! Мы провели несколько вечеров с мужем, тасуя на доске элементы. По прошествии времени стало понятно, что некоторые элементы (у нас это счеты, которые занимают довольно много места) не заинтересовали ребенка. Но чем хороши такие доски - при желании вы можете изменять их, добавлять или убирать элементы.

5. Обратите внимание на безопасность крепления элементов. Например, мы не знали, как лучше обезопасить ребенка от порезов об магнитную доску (доска вырезана из задней крышки системного блока старого компьютера). Острые края в итоге спрятали в рамку для фотографий, купленную в ИКЕА. На магнитную доску ребенок вешает магнитики, как обычные, так и тематические (например, подборка магнитов «овощи-фрукты»).

6. Надежно прикрепите доску к стене.

А теперь о главном «косяке»: Валюша почти не играла с доской. Как-то очень быстро остыла к ней, несмотря на все мои усилия использовать доску в играх. Видимо нам действительно нужно многое изменить в доске, потому что я и сама не слишком довольна первоначальным результатом: слишком пестрая, мало элементов, много неиспользуемого пространства.

Но время, которое мы потратили с мужем на изготовление доски, я вспоминаю с любовью. Мы хотим и к следующему дню рождения ребенка приготовить ей подарок, сделанный своими руками. Надеюсь, в нашем доме поселится новая традиция.

При замене Монтессори-материалов на схожие или сделанные своими руками родители часто допускают одинаковые ошибки. В полноценной Монтессори-среде всё продумано до мелочей, поэтому часто попытки сделать подобие материала дома могут помешать созданию домашней Монтессори-среды.

Чтобы создать тот или иной материал Монтессори своими руками, помните 10 правил:

  1. Каждый материал должен выполнять определённую функцию в развитии ребёнка.

Следует чётко представлять, для чего нужен материл.

Например, розовая башня и коричневая лестница используются для введения понятий «большой-маленький». Они специально сделаны из дерева и достаточно массивны, чтобы ребёнок ощутил тяжесть и объём большого блока, а в конце работы почувствовал, как легко взять в руки маленький блок. В замене башни или лестницы должны сохраняться те же ощущения. Поэтому лучше приобрести в магазине схожий материал из дерева, даже если цвет и размер будут отличаться, чем пытаться сделать их идентичными по цвету и размеру, но из бумаги.

Рамки с застёжками являются упражнениями в практической жизни. И хотя они также отлично развивают моторику, основная функция материала – самостоятельное одевание. Поэтому нет никакого смысла в пуговицах или молнии, которые пришиты на кусок ткани, но на самом деле ничего не расстёгивают. Лучше потренироваться на настоящей одежде.

Каждый раз, встречаясь с новым материалом, задайте себе вопрос: «Что именно он развивает?» Часто функция материала прописана в его описании. Опирайтесь именно на эту функцию при создании Монтессори-материала своими руками, а не на то, как он выглядит.

  1. Материал должен быть автодидактичным.

Взрослый показывает способ работы всего один раз, обычно после этого ребёнок работает с материалом самостоятельно. Если вам постоянно приходится участвовать в работе, материал не подходит.

Например, существует популярный материал, который часто мастерят родители, – баночка, в которую малыши складывают шарики. Взрослые делают отверстие в банке из-под кофе или детской смеси и предлагают ребёнку бросать туда небольшие шарики или другие предметы. Такой материал в скором времени вызывает негодование как малышей, так и родителей. Ведь совсем маленький ребёнок не может открыть банку самостоятельно! Поэтому каждый раз, когда малыш хочет повторить упражнение, ему приходится прибегать к помощи взрослого.

Делая домашний материал, убедитесь, что ребёнок сможет провести работу полностью самостоятельно от начала и до конца и повторить её столько раз, сколько ему потребуется без вашего вмешательства.

  1. Ребёнок должен заканчивать работу.

Это правило перекликается с предыдущим, так как если ребёнок не в состоянии закончить свою работу и повторить её снова столько раз, сколько ему нужно, работа потеряет для него привлекательность.

Допустим, вы нашли такую банку, которую ребёнок легко открывает, и предложили сложить в неё всю детскую коллекцию стеклянных шариков. Вы дали малышу 50 маленьких шариков. На первое время кроха придёт в восторг. Но такое бесконечное перекладывание скоро наскучит. Шарики будут разбросаны по всему дому, а работа не закончена.

Часто родители, пытаясь занять ребёнка подольше, предлагают нескончаемые сортировки. Дети любят сортировать предметы, но попытка рассортировать бесконечное число предметов совершенно точно приведёт ребёнка к неудаче, а возможно, и к потере веры в свои силы.

Поэтому при создании Монтессори-материалов своими руками всегда выбирайте минимальное количество предметов для работы, даже если вам кажется, что ребёнок может работать с материалом дольше. Увлечённый малыш просто повторит работу.

  1. Материал должен быть хорошо презентованным и понятным ребёнку.

Существует ещё одна категория домашних материалов – это материалы, у которых нет презентаций. Родители зачастую сами не знают, как с ними работать. Это часто касается природных материалов и игрушек из дерева. Только детям до года интересно просто исследовать свойства предметов, для детей более старшего возраста каждый материал должен иметь определённое назначение.

Например, вы вместе с малышом собрали в лесу шишки, каштаны, сухие ягоды и принесли их домой. Красиво разложив всё по корзинкам, вы предлагаете ребёнку «позаниматься» с материалом. Это не имеет ничего общего с Монтессори. Существует множество вариантов работы с природными материалами: из них можно делать поделки, сортировать их, рассматривать под лупой, даже использовать в упражнениях в математике. Но все эти занятия взрослые должны показать ребёнку.

Часто родители покупают или мастерят своими руками красивые деревянные игрушки, считая, что натуральное дерево и эстетика уже делают вырезанную из дерева фигурку материалом Монтессори. Если вы дали ребёнку материал и вам нечего сказать и показать, то этот материал не подходит для Монтессори-среды.

  1. Материал должен быть эстетичным.

Этот пункт следовало бы поставить первым. Часто в погоне за схожестью материала родители пытаются вручную, из картонок и скотча, сделать точную копию. Лучше купить в магазине схожий по функции материал или сделать его проще, если вы не уверены, что самодельный материал получится эстетически привлекательным и гармоничным. Каждый раз, решив сделать материал, спросите себя: «Какую функцию он выполняет?» И если вы хорошо представляете себе эту функцию, всегда отдавайте предпочтение наиболее эстетичному варианту, даже если внешне он не похож на оригинал.

Материалы не должны быть пёстрыми или яркими. Если в материале несколько предметов, обращайте внимание, чтобы цвета сочетались между собой.

  1. Монтессори-материал должен развивать, а не развлекать.

Многим родителям кажется, что просто кидать мячики в банку малышу скучно. Гораздо веселее бросать мячики в рот смешному человечку. И озвучивать: «Ой, как вкусно, дай-ка человечку ещё одно пирожное!»

Если вы предлагаете материал в нужном возрасте, ребёнку будет интересно кидать мячики в банку, потому что так он тренирует моторику и изучает причинно-следственные связи, а не потому, что «надо покормить человечка». Если вам хочется, чтобы малыш посмеялся, лучше пообнимайтесь, пощекочите друг друга или потанцуйте вместе! Если вы хотите предложить малышу развивающий материал, не стоит пытаться сделать его смешным.

  1. Материал должен развивать что-то одно.

В магазинах можно найти игрушки, которые одновременно учат цветам, формам, буквам, играют весёлую музыку. Они не учат ничему, потому что только запутывают ребёнка.

Монтессори-материалы всегда учат чему-то одному. Иногда родители в домашних материалах нарушают и это правило. Особенно часто – в сенсорных материалах. Разные сенсорные свойства предметов смешивают как между собой, так и с упражнениями практической жизни. Например, родителям кажется, что простая сортировка по цветам будет скучной, поэтому сразу же предлагают сортировать с помощью пинцета или сортировать одновременно и по цвету, и по форме. Некоторые дети действительно настолько любят сортировки, что им потребуются такие упражнения. Но только как дополнительные, когда малыши уже прекрасно сортируют отдельно по цвету и по форме и научились работать пинцетом в других упражнениях.

  1. Материал должен быть простым.

Нам кажется, что чем сложнее материал и чем мы изобретательнее, тем лучше. Поэтому делаем огромные доски со всеми возможными замками, но запрещаем ребёнку открывать и закрывать крючок на двери. Мы шьём рамки с пуговицами, но не даём малышу потренироваться на собственной одежде, делаем материал с прищепками, но не даём развесить постиранное, создаём множество сенсорных материалов, забывая, что самый богатый сенсорный опыт малыш получает из внешней среды постоянно, особенно на прогулках. Вместо усложнения упрощайте материалы. Если нет возможности приобрести готовые Монтессори-материалы или ходить в группу, лучшими Монтессори-упражнениями станут участие в домашних делах и приготовлении пищи, прогулки и игры в песочнице, счёт на рублёвых монетах, письмо на подносе с манкой и мелом на асфальте, чтение написанных от руки слов вместо сложных покупных книжек. Всегда помните, главное – знать общие закономерности развития и подбирать занятия в соответствии с сензитивным периодом развития ребёнка, его потребностями и желаниями на настоящий момент.

  1. В материалах должны использоваться реальные предметы по их назначению.

Иногда родители, делая материал, забывают, что главная задача материалов – научиться обращаться с предметами из окружающего мира. Если вы хотите материал подбор крышек к бутылкам, просто возьмите бутылки, которые уже есть дома, и дайте ребёнку их открывать и закрывать. Не следует резать бутылки и клеить на отдельную доску. Так предметы полностью лишаются своей функции.

Поэтому такие популярные сейчас бизиборды с разными замками и выключателями по сути не являются Монтессори-материалом, так как замки ничего не открывают, а выключатели не дают ребёнку представления, как включить свет.

Это же касается сенсорных коробок с варёными макаронами или носков, наполненных крупой. Ребёнок должен понимать, что еда утоляет голод, а носки – согревают ноги, и для других целей не предназначены.

Каждые раз, когда вы готовите материал, спросите себя: будет ли ребёнок использовать материал по его прямому назначению? Научит ли его материал реальной жизни или только запутает?

  1. У каждого материала должно быть своё место.

Не следует класть все материалы в одну коробку, но также и не стоит расставлять их все на низких полках, оставляя несколько сантиметров свободного места. Наиболее актуальные материалы должны стоять на полочках на однотонных подносах или в корзинках. Между материалами должно оставаться свободное место, чтобы не было нагромождения. Некоторые материалы можно убирать в шкаф, доставая новые. Различные конструкторы, пластилин, игрушки храните в коробках в шкафу, необязательно выделять им особое место на полках. Если вы показали ребёнку место материала, не меняйте его, предлагайте малышу всегда относить всё на своё место.

Эти простые правила помогут родителям создавать материалы, которые действительно будут развивать малыша, а не мешать ему или отвлекать его и запутывать.

Анастасия Михайловна Федорова

Монтессори -материалы дороги и не всегда доступны. Поэтому в своей работе я стала использовать игры сделанные своими руками . Они доступны и в домашних условиях. Детям очень нравится играть с яркими материалами, узнавать новое применение для них.

Вот несколько игр, представляю вашему вниманию.

Для координации движений была придумана игра с нитками. В работе задействованы сразу две руки.


Планшет для закручивания пластмассовых крышек. Вариантов игры с ним очень много .


Очень полезны «Бассейны для пальчиков» - упражнения с сыпучими материалами, различными крупами развивающие точные движения рук – пересыпание камушков, песка, крупы, перебирание смеси разных круп, нащупывание в мелкой крупе более крупных предметов , игрушек, узнавание предметов на ощупь «Определи на ощупь» , «Найди такой же» , «Найди столько же» и т. д.


Игры с проталкиванием , изготовленные из баночки из-под шампуня и цветных макарон, развивают точность движений рук. Основное условие - работаем двумя руками .


Публикации по теме:

Дидактические игры с прищепками своими руками.

Хочу познакомить Вас с имеющимся у нас наглядным и дидактическим материалом, изготовленным совместно с детьми и родителями. Дидактические.

Дидактическая игра "Лото" Цели:Совершенствование знания чисел в пределах 20,обозначение их цифрами; развитие внимания,памяти. Ход игры:В.

В старшем дошкольном возрасте у детей возникает потребность во взаимодействии и общении со сверстниками. Детям свойственны наблюдательность,.

Согласно ФГОС ДО у детей должны формироваться предпосылки к возникновению универсальных учебных действий. Учебная деятельность должна увлекать.

В нашем детском саду прошел семинар - практикум для педагогов всех возрастных групп по методике М. Монтессори. В начале педагогам было предложено.

Мария Монтессори ввела в обиход педагогов и психологов понятие подготовленной среды, где развитие ребенка происходит благодаря его взаимодействию с разными предметами, назначение которых - улучшить те или иные познавательные функции малыша. Взрослый в данном процессе выступает помощником и обеспечивает сменяемость дидактических материалов в окружении крохи. Ребенок сам решает, чем он займется и какой предмет выберет в данный момент.

Поскольку постоянно требуются новые и новые объекты, а стоимость готовых развивающих игрушек весьма высока, многие педагоги и родители предпочитают изготавливать материал Монтессори своими руками, используя все, что есть в доме: ткани, пуговицы, крупы, картон и т. д.

Что под силу каждой маме?

Главное требование к каждому составному элементу будущих игрушек - это его естественное происхождение, чистота и безопасность для маленького ребенка.

Как же сделать Монтессори-материалы своими руками? Обсуждение изобретательными взрослыми конкретных предметов, которые можно сотворить самостоятельно, привело к составлению списка самых доступных, простых и полезных развивающих игрушек. Итак, вот этот ТОП-7.

Рамки-вкладыши

Рамки-вкладыши - это самый популярный дидактический материал Монтессори. Своими руками их чаще всего делают из картона. Рамки-вкладыши многофункциональны - с их помощью ребенок одновременно изучает цвета, формы, размеры и учится их сопоставлять. Изготовление такой игрушки начинается с разрезания большого листа картона или нескольких обувных коробок на равные квадраты. После чего их обклеивают цветной бумагой и аккуратно вырезают из центра фигуры: круги, квадраты, треугольники, трапеции, ромбы и т. д. разных размеров.

Далее таким же образом изготавливаются и вкладыши контрастного оттенка, в центре которых помещается пуговица или другое приспособление для удобного захвата детскими пальчиками. Края картонных элементов зачищаются мелкой наждачной бумагой, чтобы они легче входили друг в друга.

Геометрик

Геометрик - это чудесная вещица, за игрой с которой ребенок готов провести не один час. В оригинале он состоит из доски и штырьков. Создавая подобный материал Монтессори своими руками, вместо можно использовать канцелярские кнопки с головками разных оттенков. Необходимо вбить их в доску с помощью молотка, чтобы юный естествоиспытатель не смог вытащить острия из основы. На широкие пластиковые части кнопок малыш цепляет резинки (подойдут те, которые предназначены для скрепления купюр и имеют разные цвета), формируя линии, фигуры и целые картины.

Сенсорный коврик

Тканевый коврик станет любимой забавой малыша, ведь на нем так здорово сидеть, лежать, расставлять игрушки, а еще он содержит массу сюрпризов. Этот дидактический материал для реализации можно сделать действительно из чего угодно. Единственное, что вас ограничивает - собственное воображение. Размер, цвет, рисунки, развивающие элементы типа пуговиц, молний, крючочков, кармашков могут быть абсолютно любыми. Для шитья такого коврика подойдет все, что лежало в в ожидании лучших времен: отрезы ткани, старая одежда, фурнитура и т. д.

Главное, чтобы детали имели различную фактуру: чередовались элементы из хлопка и шерсти, гладкие и шершавые, шитые и вязаные. Под аппликации можно спрятать шуршащий полиэтиленовый пакет, пищалку, горсточку крупы или бисера.

Тренажер цвета

Тренажером для изучения цветов послужат любые предметы - от деревянных чашечек, пластмассовых коробочек определенного оттенка до кружков или фигурок из картона. Инструментом же для подбора проще всего сделать прищепки. Они могут быть как пластиковыми, определенного цвета, так и деревянными с бумажными наклейками. Наклейки по своему колеру так же должны повторять фигурку (емкость).

Ребенок одновременно тренирует зрение, мыслительные функции и мелкую моторику, находя каждой прищепке правильное место. Это еще один случай, когда Монтессори материалы своими руками ни в чем не уступают покупным.

Доска для шнуровки

Несмотря на свое название, доска для шнуровки - это не обязательно деревянная заготовка. Если нет возможности выпилить фанерную фигурку, то подойдет и деталь из плотного картона. Для долговечности лучше обклеить ее пленкой. В заготовке острым инструментом выбиваются отверстия, в которые ребенок сможет без труда протянуть шнурок.

Доска может иметь любую форму - от приближенной к реальности (например, обуви) до сказочных замков, животных или транспортных средств. Шнурки лучше брать готовые, их концы удобны для просовывания в дырочки.

Змейка

Сенсорная змейка, или гусеница, - это тоже материал Монтессори. Своими руками сделать такую игрушку можно за несколько часов. Все, что вам понадобится - кусочки различной ткани и материал для наполнения шариков. Подойдут крупы (пшено, фасоль, рис, горох и др.), поролон или ватин, или полиэтиленовая пленка. Можно придумать и другие интересные на ощупь наполнители.

Самый простой вариант - сделать элементы змейки из старых, потерявших свою пару детских носков. Они имеют яркие цвета и рисунки, и в сборе игрушка будет выглядеть весьма интересной.

Те, кто умеет, могут из тканей разных фактур, а голову украсить глазами и улыбкой.

Пирамидка состоит из флисовых или фетровых подушечек разного размера. Соединяются они друг с другом с помощью липучки.

Несмотря на кажущуюся простоту, это тоже самый настоящий развивающий материал Монтессори. Своими руками сшить такую пирамидку легко может любой обладатель швейной машинки.

Главная хитрость игрушки в том, что подушечки имеют разную раскраску нижней и верхней сторон. Цвета совпадают только у соединяющихся друг с другом деталей. Выкроить квадраты, сшить их между собой и набить мягким наполнителем не составит труда. Лента-липучка делится на отрезки, которые крепятся в центр каждой детали. Нижнюю подушку для устойчивости пирамидки можно наполнить чем-нибудь тяжелым, например, гречкой или перловой крупой.

Узнав о том, как сделать монтессори-пособия своими руками дома, родители могут значительно расширить ассортимент развивающих игрушек своего малыша. И пусть какие-то из этих дидактических материалов ребенок еще не может использовать правильно, манипулируя с ними он все равно учится, познает свойства объектов, сравнивает веса и фактуры, цвета и размеры и создает в голове базу для дальнейшего обучения.

Задача взрослого в этом процессе - обеспечить ту самую «подготовленную среду», а значит постоянно пополнять коллекцию монтессори-пособий, следить за предпочтениями юного исследователя и давать крохе время постигать те логические связи, которые для нас уже кажутся естественными. Методика подразумевает максимальную самостоятельность детей в выборе очередности занятий, предмета и способа взаимодействия с ним. Родителям важно понимать, что именно такой подход к раннему обучению является самым разумным и естественным. Кроме того, подобное отношение старших закладывает в ребенке веру в самого себя, а это положительным образом отражается на всей его дальнейшей жизни.