Бабушка метелица немецкая народная сказка. Братья Гримм — Бабушка Метелица: Сказка

Сказка Бабушка Метелица читать

Свою дочку вдова лелеяла и холила, а падчерицу работой изводила. Только мачехе угодить сиротка никак не могла. Однажды возле колодца пряла девочка пряжу и веретено уронила в колодец. Хотела достать, наклонилась и упала в колодец. Очутилась она на лугу с красивыми цветами. Пришла к домику старушки Метелицы. Бабушка девушку наняла по хозяйству ей помогать. Падчерице к работе не привыкать. Усердием и приветливостью понравилась девушка Метелице. Осыпала бабушка добрую девушку золотом и путь домой показала. Баба своей дочке велела в колодец прыгнуть. Пришла белоручка к Метелице. Не работа ей на уме, а золото. Посмотрела на нерадивую работницу бабушка Метелица и ворота перед ней открыла, чтобы убиралась с глаз долой. А на голову ей смола полилась. Домой девушка вернулась вся в смоле. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Бабушка Метелица

Сказка написана на основе известного сюжета немецкого фольклора. Основной конфликт сказки – борьба добра со злом. Главная героиня – падчерица, которой нелегко приходится в доме мачехи. Девушка – воплощение добра. Она работящая, доброжелательная, терпеливая. Противопоставляется ей сводная сестра, ленивая и неприветливая. Бабушка Метелица показана строгой, но справедливой, она награждает первую и карает вторую. Чему учит Сказка Бабушка Метелица? Сказка учит, что все добрые дела добром возвращаются, а плохие караются.

Среди всех авторов, переписавших народные сказки и создавших собственные сюжеты на их основе, братья Гримм являются одними из самых известных. Из-под их пера вышли многие почитаемые литературные произведения, и «Бабушка-Метелица» (немецкая народная сказка), воплощенная в литературной форме, исключением не является. Рассмотрим ее краткое содержание, характеристики основных персонажей, а также попытаемся сделать небольшой анализ произведения.

«Бабушка-Метелица» (немецкая народная сказка): завязка сюжета

Итак, как водится, одна вдова имела двух дочерей: родную и падчерицу. Само собой разумеется, что первая была абсолютной лентяйкой, а вторая - работящей девочкой. «Бабушка-Метелица» (немецкая народная сказка), краткое содержание в том числе, начинается именно с противопоставления двух дочерей. Кстати сказать, такой подход наблюдается и в русских народных сказках, о чем будет сказано в разделе анализа произведения.

Падчерица занималась тем, что целыми днями напролет сидела во дворе и пряла пряжу. Пальцы ее были полностью исколоты веретеном, да так, что постоянно кровоточили. Случилось так, что однажды бедняжка заметила, что веретено испачкано кровью. Его нужно было вымыть, и она пошла к колодцу, дабы зачерпнуть воды. Но тут случилось непредвиденное - веретено упало вниз.

Далее последовал нагоняй от мачехи, девочка решила прыгнуть в колодец, чтобы вытащить веретено. «Бабушка-Метелица» (немецкая сказка) краткое содержание продолжает тем, что именно с этого момента и начинаются приключения главной положительной героини, которые приведут к закономерному итогу. Но впереди у девочки еще много испытаний, причем достаточно серьезных, из которых она выйдет, как говорится, с честью.

Народная сказка «Бабушка-Метелица»: приключения работящей девочки

После прыжка в колодец, к своему великому изумлению, девочка очутилась не в воде, а на зеленом лугу. Удивлению ее не было предела, когда она пошла дальше.

Тут она увидела печь, в которой было огромное количество печеных хлебов. Они раскалились до такой степени, что уже не могли находиться внутри жаровни, и попросили девочку вытащить их. Конечно же, та взяла лопату и вытащила их наружу.

Далее, как повествует «Бабушка-Метелица» (немецкая народная сказка), ей повстречалась яблоня, согнувшаяся под весом спелых плодов. Они тоже попросили девочку стряхнуть их, поскольку полностью созрели. И это наша героиня сделала.

Потом пришла она к маленькому домику, где ее встретила старушка с большими зубами. Девочка сначала несколько испугалась, но, увидев хорошее отношение к себе, успокоилась.

Старушка сказала, что ее зовут Бабушка-Метелица, а когда взбивается ее перина, да так, чтобы пух летел, то и в людском мире идет пушистый снег. Она и сказала, что отныне девочка должна заниматься этим делом.

Награда от бабушки

Так наша героиня и решила остаться жить у старушки, постоянно занимаясь хозяйством. Однако, несмотря на то что жилось ей здесь намного лучше, она стала тосковать по дому и попросила Метелицу отпустить ее. Бабушка ответила, что у девочки доброе сердце, а, соответственно, и награда за работу будет впечатляющей.

Привела она девочку к воротам, а когда та проходила через них, обрушился на нее дождь из золота. Вернулась девочка в родные места, а увидевший ее петушок закричал, что девочка вся в золоте идет.

Ленивица

Посмотрев на это, мачеха решила отправить к Метелице и лентяйку, чтобы и та золотом обзавелась. Но по пути девчонка отказалась помочь и печке, и яблоне. Придя в дом Метелицы, в первый и второй день со взбиванием перины она еще кое-как управлялась (помнила ведь о награде), но на третий день вообще отказалась с кровати подниматься.

Закономерный итог

Тогда бабушка и ее решила «наградить». Ленивица думала, что на нее тоже посыплется золото, но вместо этого получила ковш с черной сажей. Петушок, завидев ее возвращение, крикнул, что «чернушка» возвращается. Как ни пыталась та отмыться от сажи, ничего не получалось, да так и осталась черномазой.

Краткий анализ сюжета

Вот мы кратко и разобрали произведение. Наверное, по сюжету многие поймут, что «Бабушка-Метелица» (немецкая народная сказка) очень сильно напоминает и русские народные сказки, которые, кстати, были созданы намного раньше. При всем этом само произведение как бы слеплено из двух классических русских сюжетов, не правда ли?

Очевидно, что в сказке «Бабушка-Метелица» Братья Гримм краткое содержание построили на таких известных произведениях русского эпоса, как «Гуси-Лебеди» (встреча с печкой и яблоней) и «Морозко» (прыжок в колодец, взбивание перины Метелицы и награда).

Конечно, исходя из вышесказанного, это и можно было бы назвать плагиатом, однако здесь есть одно «но». Дело в том, что большинство критиков причисляет братьев Гримм не столько к сочинителям сказок, сколько к пересказчикам и распространителям классических сюжетов, связанных с народным эпосом. Согласитесь, и назвать эту сказку чисто немецкой просто невозможно. Не говоря о русской мифологии и эпосе, такие сюжеты можно найти во многих литературных произведениях любой народности и в любой культуре.

Впрочем, как уже, наверное, понятно, от этого само произведение менее интересным не становится, тем более что написано оно простым языком, рассчитанным на детскую аудиторию. Зато выводы здесь явно «взрослые». Ведь эту сказку можно отнести именно к тем произведениям, которые осуждают лень. А покладистость и трудолюбие всегда будут вознаграждены, даже если ты этого совсем не ожидаешь.

Естественно, лень и нежелание помочь ближнему своему приводят только к тому, что и награда будет соответствующей (как в случае с ленивой девочкой). И это, надо сказать, для многих детей может стать наглядным уроком, демонстрирующим, как нужно относиться к ближним и к труду.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

    – Формировать умения читать вслух и про себя;– обогащать словарь детей словами по теме чтения;– знакомить с выразительными средствами языка.

Виды деятельности

    – Читать предложения, отрывки из изучаемых произведений вслух и про себя; – отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников; – передавать интонацией своё отношение к читаемому; – объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним; – объяснять авторскую точку зрения.

Ключевые понятия

    Жанр, тема, сказка
Название этапа Методический комментарий
1 1. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» – Ребята, сегодня начнём наш урок с игры «Вспомни и назови». (Ученики отгадывают и правильно называют произведение (автор и заголовок).) – Сравните произведения, которые вы отгадали. Что общего? Чем отличаются? (Авторские сказки, сказки зарубежных и русских сказочников.)
2 2. Выявление читательского опыта: работа со схемой – Рассмотрите схему. Вспомните писателей–сказочников и заполните схему. (Ученики не только должны называть автора, но и его произведение.) – А сегодня познакомимся с новым произведением.
3 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением – Послушайте. (Учитель читает сказку. Текст дан в учебной хрестоматии, 2 класс, 2 часть, авт.–сост. Л. А. Ефросинина.) – Кто–то знает, как называется сказка? (Ответы учеников.) – Эту народную сказку обработали и пересказали немецкие сказочники… Вспомните, как их звали? (Братья Гримм: Вильгельм и Якоб.) (При ответе необходимо воспользоваться учебником, с. 94.) – Какая эта сказка? – Выполните модель обложки. Проверьте свою работу.
4 4. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику – Какие русские народные сказки напоминает эта немецкая сказка? – Подумайте, почему у разных народов есть похожие сказки? – Вспомним сюжет сказки. (Если у учащихся есть хрестоматии, то сказка читается учениками по эпизодам.) – Рассмотрите иллюстрации. – Расскажите о героинях.
5 5. Обогащение читательского опыта: сравнение произведений – Вспомните сказку Константина Дмитриевича Ушинского «Проказы старухи–зимы». Сравним её со сказкой братьев Гримм. (Заполнение таблицы. Для работы ученики могут использовать обратную сторону листка для моделирования обложки.)
6 6. Обобщение изученного: изготовление книжки-самоделки – А теперь подпишите свои работы. (Учитель собирает работы и скрепляет в книжку–самоделку.) – С какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке?
7 7. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) Учитель просит детей принести книги с понравившимися сказками на следующий урок, чтобы организовать выставку.

Сказка про метелицу

У одной вдовы было две дочери: родная дочка и падчерица. Родная дочка была ленивая да привередливая, а падчерица — хорошая и прилежная. Но мачеха не любила падчерицу и заставляла её делать всю тяжёлую работу.Бедняжка целыми днями сидела на улице у колодца и пряла. Она так много пряла, что все пальцы у неё были исколоты до крови.
Вот как-то раз девочка заметила, что её веретено испачкано кровью. Она хотела его обмыть и наклонилась над колодцем. Но веретено выскользнуло у неё из рук и упало в воду. Девочка горько заплакала, побежала к мачехе и рассказала ей о своей беде.
— Ну что ж, сумела уронить — сумей и достать,- ответила мачеха.
Девочка не знала, что ей делать, как достать веретено. Она пошла обратно к колодцу да с горя и прыгнула в него. У неё сильно закружилась голова, и она даже зажмурилась от страха. А когда снова открыла глаза, то увидела, что стоит на прекрасном зелёном лугу, а вокруг много-много цветов и светит яркое солнышко.
Пошла девочка по этому лугу и видит — стоит печка, полная хлебов.
— Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим! — закричали ей хлебы.
Девочка подошла к печке, взяла лопату и вынула один за другим все хлебы.
Пошла она дальше, видит — стоит яблоня, вся усыпанная спелыми яблоками.
— Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы уже давно созрели! — закричали ей яблоки. Девочка подошла к яблоне и так стала трясти ее, что яблоки дождём посыпались на землю. Она трясла до тех пор, пока на ветках ни одного яблочка не осталось. Потом собрала все яблоки в кучу и пошла дальше.
И вот пришла она к маленькому домику, и вышла из этого домика к ней навстречу старушка. У старушки были такие огромные зубы, что девочка испугалась. Она хотела убежать, но старушка крикнула ей:
— Не бойся, милая девочка! Останься-ка лучше у меня да помоги мне в хозяйстве. Если ты будешь прилежна и трудолюбива, я щедро награжу тебя. Только ты должна так взбивать мою перину, чтобы из нее пух летел. Я ведь Метелица, и когда из моей перины летит пух, то у людей на земле снег идёт.
Услыхала девочка, как приветливо говорит с ней старушка, и осталась жить у нее. Она старалась угодить Метелице, и, когда взбивала перину, пух так и летел вокруг, будто снежные хлопья. Старушка полюбила прилежную девочку, всегда была с ней ласкова, и девочке жилось у Метелицы гораздо лучше, чем дома.
Но вот пожила она сколько-то времени и стала тосковать. Сначала она и сама не знала, почему тоскует. А потом поняла, что соскучилась по родному дому.
Пошла она тогда к Метелице и сказала:
— Мне очень хорошо у вас, бабушка, но я так соскучилась по своим! Можно мне пойти домой?
— Это хорошо, что ты соскучилась по дому: значит, у тебя доброе сердце,- сказала Метелица.- А за то, что ты мне так прилежно помогала, я сама провожу тебя наверх.
Она взяла девочку за руку и привела ее к большим воротам. Ворота широко распахнулись, и, когда девочка проходила под ними, на нее полил золотой дождь, и она вся покрылась золотом.
— Это тебе за твою прилежную работу,- сказала бабушка Метелица; потом она подала девочке ее веретено.
Ворота закрылись, и девочка очутилась на земле возле своего дома.
На воротах дома сидел петух. Увидел он девочку и закричал:

Наша девочка вся в золоте идёт!

Увидели и мачеха с дочкой, что девочка вся в золоте, и встретили её ласково, начали расспрашивать. Девочка рассказала им обо всём, что с ней случилось.
Вот мачеха и захотела, чтобы её родная дочка, ленивица, тоже разбогатела. Она дала ленивице веретено и послала её к колодцу. Ленивица уколола себе нарочно палец о колючки шиповника, измазала веретено кровью и бросила его в колодец. А потом и сама туда прыгнула. Она тоже, как её сестра, попала на зелёный луг и пошла по дорожке.
Дошла она до печки, хлебы и ей закричали:
— Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим!
— Очень надо мне руки пачкать! — ответила им ленивица и пошла дальше.
Когда проходила она мимо яблони, яблоки крикнули:
— Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы давно созрели! — Нет, не стряхну! А то упадёте ещё мне на голову, ушибёте,- ответила ленивица и пошла дальше.
Пришла ленивая девочка к Метелице и ничуть не испугалась её длинных зубов. Ведь сестра уже рассказала ей, что старушка совсем не злая. Вот и стала ленивица жить у бабушки Метелицы.
В первый день она кое-как скрывала свою лень и делала, что ей велела старушка. Уж очень хотелось ей получить награду! Но на второй день начала лениться, а на третий не захотела даже встать утром с постели. Она совсем не заботилась о перине Метелицы и взбивала ее так плохо, что из нее не вылетало ни одного перышка. Бабушке Метелице очень не понравилась ленивая девочка.
— Пойдём, я отведу тебя домой,- сказала она через несколько дней ленивице.
Ленивица обрадовалась и подумала: «Наконец-то и на меня золотой дождь польётся!» Привела ее Метелица к большим воротам, но когда ленивица проходила под ними, на неё не золото посыпалось, а вылился целый котёл чёрной смолы.
— Вот, получай за свою работу! — сказала Метелица, и ворота закрылись.
Когда подошла ленивица к дому, увидел петух, какая она стала чумазая, взлетел на колодец и закричал:
— Ку-ка-ре-ку! Смотри, народ:
Вот замарашка к нам идёт!

Братья Гримм (Перевод Г. Еременко)

У одной вдовы было две дочери: родная дочка и падчерица. Родная дочка была ленивая да привередливая, а падчерица - хорошая и прилежная. Но мачеха не любила падчерицу и заставляла её делать всю тяжёлую работу.
Бедняжка целыми днями сидела на улице у колодца и пряла. Она так много пряла, что все пальцы у неё были исколоты до крови.

Вот как-то раз девочка заметила, что её веретено испачкано кровью. Она хотела его обмыть и наклонилась над колодцем. Но веретено выскользнуло у неё из рук и упало в воду. Девочка горько заплакала, побежала к мачехе и рассказала ей о своей беде.
- Ну что ж, сумела уронить - сумей и достать,- ответила мачеха.
Девочка не знала, что ей делать, как достать веретено. Она пошла обратно к колодцу да с горя и прыгнула в него. У неё сильно закружилась голова, и она даже зажмурилась от страха. А когда снова открыла глаза, то увидела, что стоит на прекрасном зелёном лугу, а вокруг много-много цветов и светит яркое солнышко.

Пошла девочка по этому лугу и видит - стоит печка, полная хлебов.
- Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим! - закричали ей хлебы.
Девочка подошла к печке, взяла лопату и вынула один за другим все хлебы.
Пошла она дальше, видит - стоит яблоня, вся усыпанная спелыми яблоками.
- Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы уже давно созрели! - закричали ей яблоки. Девочка подошла к яблоне и так стала трясти ее, что яблоки дождём посыпались на землю. Она трясла до тех пор, пока на ветках ни одного яблочка не осталось. Потом собрала все яблоки в кучу и пошла дальше.

И вот пришла она к маленькому домику, и вышла из этого домика к ней навстречу старушка. У старушки были такие огромные зубы, что девочка испугалась. Она хотела убежать, но старушка крикнула ей:
- Не бойся, милая девочка! Останься-ка лучше у меня да помоги мне в хозяйстве. Если ты будешь прилежна и трудолюбива, я щедро награжу тебя. Только ты должна так взбивать мою перину, чтобы из нее пух летел. Я ведь Метелица, и когда из моей перины летит пух, то у людей на земле снег идёт.
Услыхала девочка, как приветливо говорит с ней старушка, и осталась жить у нее. Она старалась угодить Метелице, и, когда взбивала перину, пух так и летел вокруг, будто снежные хлопья. Старушка полюбила прилежную девочку, всегда была с ней ласкова, и девочке жилось у Метелицы гораздо лучше, чем дома.

Но вот пожила она сколько-то времени и стала тосковать. Сначала она и сама не знала, почему тоскует. А потом поняла, что соскучилась по родному дому.
Пошла она тогда к Метелице и сказала:
- Мне очень хорошо у вас, бабушка, но я так соскучилась по своим! Можно мне пойти домой?
- Это хорошо, что ты соскучилась по дому: значит, у тебя доброе сердце,- сказала Метелица.- А за то, что ты мне так прилежно помогала, я сама провожу тебя наверх.
Она взяла девочку за руку и привела ее к большим воротам. Ворота широко распахнулись, и, когда девочка проходила под ними, на нее полил золотой дождь, и она вся покрылась золотом.
- Это тебе за твою прилежную работу,- сказала бабушка Метелица; потом она подала девочке ее веретено.
Ворота закрылись, и девочка очутилась на земле возле своего дома.
На воротах дома сидел петух. Увидел он девочку и закричал:
Наша девочка вся в золоте идёт!
Увидели и мачеха с дочкой, что девочка вся в золоте, и встретили её ласково, начали расспрашивать. Девочка рассказала им обо всём, что с ней случилось.

Вот мачеха и захотела, чтобы её родная дочка, ленивица, тоже разбогатела. Она дала ленивице веретено и послала её к колодцу. Ленивица уколола себе нарочно палец о колючки шиповника, измазала веретено кровью и бросила его в колодец. А потом и сама туда прыгнула. Она тоже, как её сестра, попала на зелёный луг и пошла по дорожке.
Дошла она до печки, хлебы и ей закричали:
- Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим!
- Очень надо мне руки пачкать! - ответила им ленивица и пошла дальше.
Когда проходила она мимо яблони, яблоки крикнули:
- Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы давно созрели! - Нет, не стряхну! А то упадёте ещё мне на голову, ушибёте,- ответила ленивица и пошла дальше.

Пришла ленивая девочка к Метелице и ничуть не испугалась её длинных зубов. Ведь сестра уже рассказала ей, что старушка совсем не злая. Вот и стала ленивица жить у бабушки Метелицы.
В первый день она кое-как скрывала свою лень и делала, что ей велела старушка. Уж очень хотелось ей получить награду! Но на второй день начала лениться, а на третий не захотела даже встать утром с постели. Она совсем не заботилась о перине Метелицы и взбивала ее так плохо, что из нее не вылетало ни одного перышка. Бабушке Метелице очень не понравилась ленивая девочка.
- Пойдём, я отведу тебя домой,- сказала она через несколько дней ленивице.
Ленивица обрадовалась и подумала: "Наконец-то и на меня золотой дождь польётся!" Привела ее Метелица к большим воротам, но когда ленивица проходила под ними, на неё не золото посыпалось, а вылился целый котёл чёрной смолы.
- Вот, получай за свою работу! - сказала Метелица, и ворота закрылись.
Когда подошла ленивица к дому, увидел петух, какая она стала чумазая, взлетел на колодец и закричал:
- Ку-ка-ре-ку! Смотри, народ:
Вот замарашка к нам идёт!
Мылась, мылась ленивица - никак не могла отмыть смолу. Так и осталась замарашкой.