Что делать если ребенок жестокий. Жестокий ребенок: что делать? Ребёнок — отражение родителей

Почему в последние годы так обострилась детская, подростковая жестокость. Откуда у детей и подростков такая нечеловечность (негуманность) и деструктивная агрессия по отношению к сверстникам во дворе, младшим детям и животным на улице, одноклассникам в школе? Как появляются жестокие дети-подростки в современном обществе?

Сегодня на сайте психологической помощи http://сайт вы, уважаемые посетители, узнаете все о подростковой, детской жестокости и осознанном агрессивном поведении в отношении других людей и животных, с точки зрения глубинной психологии.

Жестокие дети-подростки — причины появления и методы избавления

На самом деле жестокие дети и подростки были и раньше, сегодняшнее «обострение» детской агрессии — это, скорее, обусловлено СМИ и Интернетом, а не реальным увеличением агрессивности, девиантного и делинквентного детского поведения.
Т.е. жестокое поведение подростков и детей стало достоянием общественности, поэтому и кажется, что ситуация сильно обострилась.

Хотя, в современном обществе, со слабым воспитанием подростков, профилактикой детской преступности, отсутствием многочисленных кружков и секций, занимающих свободное время, и малым влиянием школы на самосознание ребенка, а также, из-за влияния на неокрепшую детскую психику негативного, часто насильственного характера, контента из Интернета, телевидения и компьютерных игр, действительно наблюдается тенденция к росту детской и подростковой жестокости, особенно в отношениях со своими сверстниками, как правило изгоями в подростковой социальной группе.

Причины появления детской и подростковой жестокости

Сама по себе жестокость, в энциклопедическом понимании, — это морально-психологическая черта характера, проявляемая в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к животным и людям. Цель жестокости — причинение психологической (душевной) и физической боли, и, иногда, получение удовольствия от наблюдения за страданиями жертвы.

Жестокость пересекается с такими понятиями как садизм и социопатия , однако, если ребенок или подросток жесток или агрессивен по отношению к другим, как правило, более слабым живым существам, это совсем необязательно, что он садист, социопат или психически больной… (по крайней мере, пока…).

Ребенок не рождается жестоким — эта черта личности приобретается от воздействия внешней среды. Человек — это тоже животное, он может быть хищником и агрессивным в определенных ситуациях, но не одно хищное животное не издевается, не пытает и не унижает свою жертву, при этом получая удовольствие. Хищник терзает жертву не из удовольствия, а из-за того, что ему нужно есть, чтобы выжить.

Основная причина детской и подростковой жестокости берет свое начало в семейных, детско-родительских отношениях. Именно процесс воспитания (родительского программирования) является основополагающим, базовым в появлении и поведенческом проявлении жестокого поведения.
Воздействие улицы, телевидения, фильмов, компьютерных игр — значимо в появлении жестокости у детей и подростков, но второстепенно.

Жестокость в семье, и необязательно по отношению к самому ребенку, может стать неосознанным программированием агрессивности у детей. Также и слишком большая забота и ласка по отношению к своему чаду, может дать толчок к агрессивному поведению по отношению к другим людям.

Часто бывает так, что родители (с виду вполне нормальная семья), узнав, что их ребенок (подросток) проявлял жестокость, например, в школе или во дворе, или был соучастником, хоть и пассивным, группового проявления агрессии, издевательства и насилия над сверстниками, вполне искренне недоумевают, испытывая некое замешательство и шок, от этого известия. Эти родители убеждены, искренне верят в то, что их мальчик или девочка не могли быть жестокими, т.к. ничего подобного за ними не замечали дома, мало того, они наоборот — добрые, ласковые и пушистые.

Однако факт остается фактом — ребенок-подросток почему-то проявил жестокость и агрессию по отношению к сверстникам, младшим детям, животным или беспомощным взрослым (например, сильно пьяным)… А зачастую детскую жестокость и агрессивное поведение (чаще вербальное) можно наблюдать и в семье, по отношению к престарелым и беспомощным ее членам.

Заметьте — дети-подростки проявляют агрессию, основанную на эмоции гнева и жестокость только к тем, кто реально слабее…, к тем, кто не может достойно ответить, постоять за себя и дать сдачи…словом к тем, кто позволяет, чтобы над ним издевались. Например, подростки могут издеваться над кошкой, но пусть они попробуют попытать и побить тигра — тоже семейство кошачьих. Или, одно дело избить явно слабого и беззащитного сверстника, который особо то и ничего не сделал им плохого, а другое дело попробовать «наехать» на здорового взрослого мужика или полицейского… (если подросток может это сделать, то явно — он социопат…здесь уже нужен психиатр).

Плюс ко всему, большую роль в проявлении жестокого поведения подростков играет референтная группа, толпа с ее неформальным лидером, который уже может иметь проблемы с психикой, например являться социопатом или быть с реальными садистскими наклонностями.

Жестокие подростки по своей сути трусы и их «смелость» прямо пропорциональна количеству соучастников. Т.е., например, один — не нападет даже на слабого сверстника (один может помучить кошку); вдвоем — могут, но без серьезных издевательств; втроем-вчетвером — уже группа, уже могут быть вполне жестокими…, а если их 20, то могут напасть и на здорового мужика, особенно если в этой группе лидер социопат, который покажет пример и спровоцирует остальных (в референтной группе надо быть как все, как бы проявить себя, не ударить в грязь лицом в глазах остальных.., иначе сам станешь изгоем и слабым звеном, к которому будут применены жестокие санкции — так работает подсознательное мышление жестоких подростков).


Скажете, причем здесь семья? Все очень просто. Очень часто ребенка воспитывают в дисгармонии, с недостатком любви и привития морально-нравственных качеств. Ребенок зачастую играет роль жертвы в детско-родительских отношениях — его либо ругают, в некоторых семьях серьезно наказывают, иногда с применением психологического и физического насилия, либо наоборот — ребенка слишком жалеют, ставят во главе угла, он растет по принципу «Кумира семьи» — в том и другом случае — это не проявление родительской любви и заботы, это делание из ребенка жертвы.

Сверхзабота и жалость — это не любовь, это родитель неосознанно показывает ребенку, что он беспомощный и сам ничего не может — жертва.
Насилие и жестокость в семье по отношению к ребенку — также, говорит ему, что он жертва.

И сверхзаботливый и жестокий родитель, на самом деле, только играет эту социальную роль, но не является настоящим любящим и заботливым родителем. Его подсознательная цель доказать себе и социуму, что он «хороший родитель» и выполняет свой долг по воспитанию, и он не виноват, что ребенок стал жестоким — он же «заботился» как мог, не жалея себя…

Жертвой подсознательно никто быть не хочет, и согласно правил психологической, социальной игры , ребенок должен защититься от этого (включается психологическая защита, например «Смещение»), обычно в подростковом возрасте, и ребенок может стать жестоким по отношению к другим (это как бы месть родителям, но смещенная на других).

Т.е. родители, сами того не понимая, по сути учат ребенка быть жестоким. А если к этому добавить фильмы со сценами насилия и подобные компьютерные игры — их дети и смотрят для того, чтобы проецировать себя и интроицировать на себя, идентифицироваться с жестокими героями, и хоть в фантазии или виртуально переключиться из жертвы в жестокого преследователя, тем самым как бы отработать негативы из головы — стать мачо, крутой девчонкой и т.п.

Если же ребенка реально любят в семье, а не «спасают» или «преследуют», делая из него жертву, плюс воспитание имеет не приказной и запретительный характер, а оно основано на авторитете родителя, особенно того же пола, то у подростка не будет потребности общаться в референтной группе с лидером социопатом, и не нужно будет кому-то доказывать, проявляя жестокость и насилие над слабыми, что он чего-то стоит в этой жизни, что он не жертва и не трус.

Тем же детям и подросткам, над кем совершают насилие и проявляют жестокость по отношению к ним, нужно также выйти из этой референтной группы и не играть по их правилам; нужно научиться стоять за себя, а для этого необходимо полюбить и зауважать себя, поднять самооценку и повысить жизненную Я-позицию . В это им могут помочь родители и авторитетные воспитатели, учителя, тренеры…

Методы избавления от жестокости у детей и подростков

Детская и подростковая жестокость уже стала неким социальным феноменом. Поэтому, чтобы избавиться от проявления жестокости у детей-подростков, нужно задействовать все общественные институты. Начать с семьи, как первичной ячейки общества, продолжить в детсаду и школе, привлечь кружки и секции, и закончить ВУЗами и коллективами на предприятиях.

Насилие с применением особой жестокости — понятие широко встречающееся в уголовном праве. И подростки, особенно те, кто достиг возраста уголовной ответственности, могут быть наказаны обществом за свою жестокость.

Однако, большинство жестоких детей-подростков, как отмечено выше, не являются садистами и социопатами, поэтому они могут исправиться и без исправительных и лечебных учреждений. Им нужна помощь и поддержка взрослых, в первую очередь родителей и учителей, тренеров и наставников, старших самосознательных товарищей.

Приветствую, с Вами Оксана Манойло, и тема у нас сегодня-детская жестокость — чрезвычайно непростой для рассмотрения вопрос. В конце статьи будет простое и верное решение этой проблемы. В подсознании каждого человека сидит образ ребёнка, как ангельского существа, априори доброго, чуткого, с нежной улыбкой на милом личике. Тем более шокирующим для нас, взрослых, бывает контраст с реальностью, когда в поведении малыша мы видим металлические нотки, чёрствость, порой переходящие в жестокость и агрессию. Поговорим на тему детской жестокости и попробуем разобраться в причинах и следствиях детской жестокости.

Детская жестокость — скрытые причины

Вообще само явление детской жестокости, агрессии – это закономерное следствие влияния того мира, в котором находятся дети. Они чрезвычайно чувствительные существа, особенно те, которые пришли на нашу планету в последние десять лет. Очень и не могут не реагировать на них.

Они ещё не настолько приспособлены к условиям современного мира, чтобы уметь абстрагироваться от тех или иных явлений, у них ещё не столько свобод, чтобы волевым усилием менять обстоятельства своей жизни и убирать из неё что-то, привнося другое в замен.

Дети вынуждены находиться и «переваривать» окружающую их действительность такой, какая она есть. А она, подчас, бывает достаточно мрачной.

Ребёнок похож на сосуд — чем наполняется, то и изливается из него, когда «через край» уже. Если атмосфера в доме царит напряжённая, если ссоры между родителями дело нередкое, если он сам себя в глазах уставших от распрей родителей ощущает помехой, источником раздражения…

Если в его доступе информация с самым низкопробным контентом, будь то зверские «стрелялки» в играх, либо агрессия, и жестокость в и фильмах, то ребёнок логично изливает то, что накопил и тогда удивляться причинам детской жестокости по меньшей мере странно.

Кстати, отдельно хочу сказать о вышеперечисленных компьютерных играх и мультфильмах с выраженной агрессией. Изучая причины детской агрессии, а так же отслеживая динамику детской преступности, учёные пришли к неожиданному выводу. Каким образом технически обеспечивался этот эксперимент остаётся только догадываться, однако в районах с достаточно тяжёлой социальной обстановкой, с высокими криминогенными показателями среди детей, эти показатели снизились, когда дети свою ярость и агрессию начали «выпускать» в этих самых жестоких «стрелялках» и при просмотре мультфильмов и фильмов схожей «тяжёлой» тематики.


Вывод оказался совсем не однозначным. Подобные низкочастотные варианты отвлечения детского внимания можно даже так сказать, что полезны в ситуации, когда ребёнок живёт в условиях, где с жестокостью, агрессией и отсутствием спокойствия он сталкивается помногу и ежедневно.

Тогда именно в эти моменты просмотра жестоких сцен он, что называется, осуществляет «выхлоп», сбрасывает накопленную статику, не выводя собственное накопленное до краёв на других людей, замыкая тем самым круг.

Но подобные игры-фильмы-мультфильмы чрезвычайно опасны на этапе, когда ребёнок развивается и растёт во вполне приемлемых условиях, когда он, по большей части, спокоен и обстановка в семье в основном благоприятная. Тогда просмотр подобного контента может нанести серьёзный удар по детской психике, породить всплеск жестокости и неуправляемости.

Ребёнок, привыкший вибрировать на более высоких частотах, в таком вот «отвлечении» наливается уж совсем не тем, вступает в состояние диссонанса и ему просто становится плохо, чего уж тут.

Проблема детской жестокости — откуда ноги растут?

Регулярный контакт с подобной информацией раз за разом низведёт его на вибрационный уровень этой информации – так работает приспосабливаемость, тело и психика ребёнка ведь не враги ему. Ребёнок в силу отсутствия критичного мышления ещё не в силах разумно подходить к выбору того, чем себя занять.

В состоянии раздражения или дискомфорта человека обычно тянет к «низкочастотным» вещам, дети выбирают вот такие вот игры-фильмы, тем более, что зачастую их не ограничивают в этом и всё предельно доступно…А неосознанные взрослые выбирают …

Другие причины детской жестокости-что за этим стоит

Есть ещё аспекты детской жестокости , в свете условий нового, уже иного по вибрациям времени, в котором мы сейчас живём. В будущем не будет войн, вооружённых конфликтов и всей многоуровневой боли, связанной с этим многовековым явлением.

Время тяжёлой трёхмерности прошло. Опыт нахождения Любви через лишения и страдания, опыт «точильных камней» получен сполна.

И светлые детские Души, пришедшие сюда для того, чтобы выстраивать новый уже Мир, выбирают на этапе детства «доиграть» в войны, в страсти, во «врагов» и «однополчан» с тем, чтоб в свете стремительных перемен успеть получить этот опыт, который им для чего-то очень нужен. Часто многие родители на детских площадках за голову хватаются, наблюдая, как малолетние кибальчиши разминают мышцы уже буквально выходя из подъезда, на предмет того, против кого бы подружить, с кем бы повоевать, а то и подраться. И речь уже о вполне благополучных районах и семьях, в которых родители по большей части вдумчиво, с заботой и любовью относятся к своим детям.


Как? Откуда это берётся? Почему? А ниоткуда. Доиграть им надо и опыта добрать. И любопытно то, что хоть это со стороны порой и выглядит вовсе не шуточной игрой, а вполне основательным конфликтом, хоть сколько-нибудь серьёзными увечьями такие потасовки не заканчиваются, будто встроенная какая-то блокировка стоит. Поэтому принять их выбор и не подпитывать своими страхами.

Детская жестокость в детском саду-как защитить ребенка?

Есть вполне весомые причины с точки зрения психологии, которые превращают ежедневное пребывание маленьких в неподходящей им среде, в натуральный детский ад. Неудивительны последствия в виде проявления в них жестокости и агрессии. Среда обитания предполагает. А что в такого ужасного, спросите вы?

На минуту представьте, что вас поместили в условия, где вы находитесь практически целый день в одном пространстве и, так или иначе, в тесной связке с достаточно большим количеством людей, в среднем человек этак тридцать. Этих людей для общения вы не выбирали, более того, многие из них достаточно нервозны, крикливы, эмоциональны. У вас нет возможности уйти, у вас нет возможности уединиться, у вас нет возможности хоть как-то абстрагироваться от происходящего.


В довесок ко всему вы обязаны вести себя так, как приказывают вам пара совершенно чужих взрослых «воспитателей», которых вы тоже себе не выбирали. Вы обязаны соответствовать их ожиданиям, чтобы снискать к себе расположение, плюс обязаны есть, спать, играть, обучаться и даже порой ходить в туалет не тогда, когда вам всего этого хочется, а в соответствии с режимом и на усмотрение чужих взрослых людей. Представили? Ну и каково?

А теперь прибавьте к вышеперечисленному психологическую особенность возраста маленьких детей

Сразу оговорюсь, что все дети в детском саду, независимо от группы – маленькие дети, но дети 3-4 лет это прицельно маленькие дети, на которых подобные условия сказываются сугубо негативно.

Его доверия к Миру. Её наличие рядом позволяет ему свою жажду жизни и энергию направлять на благостное, живое изучение Мира.

Постепенно, взрослея, ребёнок совершенно естественным образом становится «отдельным», его шествие по жизни гармонично и исходит из желания преобразовывать.


И совсем другое происходит, когда ещё недавно гревшийся в безопасной ауре мамы малыш, вдруг оказывается помещённым в вышеперечисленные условия выживания.

Тридцать разбалансированных, не стойких ещё психически в силу возраста детей в одном пространстве – это очень много! Даже десять – много! Дети чувствуют энергетику друг друга и передают разряды напряжения друг другу как провода под током. К концу дня в таких организациях напряжение как на электростанции. И в этом всём изо дня в день.

И вот невесёлая новость в том, что движущей силой действий ребёнка в детском саду отныне становятся скрытая агрессия и страх . Страх неуюта, боязнь дискомфорта и природное стремление к восстановлению в себе хоть какой-то целостности, хоть какого-то спокойного убежища, порождает совершенно закономерные приспособленческие навыки в психике. Быть тише, не проявлять себя – это выбор тех, кто не хочет быть наказанным лишний раз уставшей воспитательницей, у которой может в , а тут ещё… Ребёнок не хочет ронять свою и без того шаткую самооценку и выбирает притеснять себя, «не высовываться», особенно этот выбор , ломая в них лидера.


Кто-то в силу более стойкого характера выбирает протестовать, вызывать «огонь на себя», быть аутсайдером, показывая своё нежелание смириться с таким навязываемым ему положением вещей. Они встречают агрессию взрослых, никому не нравятся бунтари, которые «мутят воду» и добавляют проблем. Такие дети часто сами «черствеют» к другим по тому же типу, как относились к ним, становятся источниками открытой агрессии и жестокости .

Кто-то выбирает с воспитательницей, ходить в любимчиках, как раз затем, чтобы обеспечить себе «на всякий случай» дополнительный процент лояльности от человека, представляющего силу. Во взрослой жизни это проявляется заискиванием перед властьимущими, стремлением «склонять голову» перед тем, кто сильнее, соглашаясь с ними и не афишируя свои предпочтения. И много-много ещё примеров привнесения в детскую светлую сущность «не того» можно было бы привести, но нужно ли…

Кто-то упрекнёт меня в слишком жёстком отношении к детским садам, соглашусь, что так оно и есть. Моё мнение, что в скором будущем детские сады в той их представленности, какая наличествует сейчас, канут в небытие. И, слава Богу. Если сад, то со свободной системой воспитания, обучения, сродни мягкой вальдорфской системе, лучше немноголюдный и частный, чтоб было с кого спросить. Да и практика показывает, что в частные детские сады идут как раз люди, движимые идеей и любовью к тому, что они делают. Пока так. Ну и чем позже от мамы – тем лучше. Спрашивайте чаще, что его беспокоит и внимательно слушайте. Спрашивайте чаще, чего он хотел бы, и внимательно слушайте. Займитесь собой, наконец. Своим уютом и своей жизнью, убрав из неё всё, что мешает вам ощущать комфорт. Ищите повод для собственной радости в каждом моменте и будьте благодарны за то, что у вас уже есть. Будете наполнены. Если в состоянии баланса вы – будет гармоничен и ваш ребёнок. Его агрессия агрессию в вас, всегда помните это.

И любите. Просто за то, что он есть, дышит, смеётся. Шалит. Ошибается. Не соответствует ожиданиям, может быть.

Часто такие прописные истины родители склонны понимать только после того, как переживут сложную . Тогда будто пелена с глаз и явно и отчётливо истина предстаёт – любовь и жизнь, важнее и нет ничего. Но не доводите до крайностей.

Любите своего ребёнка и себя в нём. Если не помогает- удвойте дозу! И тогда такая проблема, как детская жестокость в вашей жизни и жизни вашего ребёнка отпадёт сама собой, дав место радости от совместного шагания по жизни.

Друзья, если вам понравилась эта статья, поделитесь ей в соцсетях. Это самая большая от вас благодарность. Ваши репосты дают мне знать, что вам интересны мои статьи, мои мысли. Что они вам полезны и я вдохновляюсь на написание и раскрытие новых тем.

Я, Манойло Оксана - практикующий целитель, коуч, духовный тренер. Сейчас вы на моем сайте.

Закажите у меня вашу диагностику по фото. Я расскажу о вас, о причинах ваших проблем и подскажу наилучшие пути выхода из ситуации.

«Детская жестокость, причины и профилактика»

Выступила: Шмырева Людмила Александровна

Форма проведения : круглый стол

Участники : замещающие родители

Проблема подростковой жестокости становится одной из самых
актуальных. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди детей. Школьники избивают сверстников, снимая действие на мобильный телефон и выкладывая видео в интернет, доводят одноклассников до самоубийства, оскорбляют прохожих, учителей и родителей.
Если не так давно для большинства подростков было нормой раскаяние за содеянное и понимание, что они причинили своим жертвам боль физическую и моральную, то сейчас все наоборот - наблюдается тенденция к тому, что подростки не осознают свои злодеяния, не понимают и не чувствуют вину за собой.

К сожалению, эти проявления живут среди нас, взрослых, и среди детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет жестокость и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

Жестокость в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Как известно после агрессии идет вторая стадия эмоциональных срывов, проявляемая, как жестокость.

Что же такое жестокость? Жестокость – это человеческое чувство, не знающее жалости, сожаления, сочувствия. Это способность причинять страдания людям или животным.

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детского поведения заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3.Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и жестокость им присуща в полной мере.

Формы проявления жестокости

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления жестокости: целенаправленная жестокость и враждебная.

Целенаправленная - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление жестокости как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской жестокости являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и педагогам. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная жестокость - от жалоб, до прямых оскорблений и физических мер («Ты – уродина», «Ну и дурак ты!», «Сейчас как дам больно!»).

У многих детей отмечаются случаи физической жестокости - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстников, или их школьных принадлежностей), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое жестокое поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Особенности жестокого поведения детей и подростков:

1. Жертвами агрессии часто становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека.

2. Далеко не все жестокие дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.

3. Жестокость часто возникает без реального повода.

4. Многие жестокие поступки подростков, являются следствием личностного кризиса. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения.

Так установлено Семенюк Л.М., что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Уровень агрессивности и жестокости детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда они принимают устойчивые формы. Причин для такого поведения много: (взаимоотношения в семье, положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем, а также влияние средств массовой информации).

Причины детской жестокости

Дети учатся жесткому поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения жестоких действий.

Неблагоприятные условия в семье

Специалисты и детские психологи по всему миру пытаются выяснить причины возросшей агрессии у детей и приходят к тому, что именно в семье в первую очередь происходят процессы, способствующие формированию озлобленности ребенка. Как ни парадоксально, зачастую ее причиной становится «слепая» родительская любовь.

Если, например, старшие оберегают и опекают свое дитя, не видя в нем личности и не уважая его индивидуальность, в душе ребенка зарождается желание показать и доказать родителям, что он что-то может делать сам и по-своему. И на этом пути он/она зачастую совершает акты агрессии по отношению к окружающим. Чтобы избежать подобной ситуации, давайте ребенку право выбора, обеспечивайте ему личное пространство, но не теряйте родительского контроля.

Другим опасным порождением «слепой» родительской любви является вседозволенность, которую не могут оправдать никакие аргументы. У ребенка появляется чувство безнаказанности. Исполнение всех капризов и игнорирование проступков точно не помогут построить нормальные отношения и установить связь с детьми, а в подростковом возрасте с максимальной вероятностью станут причиной агрессивного и деструктивного поведения.

Жестокость у детей может проявляться если:

1.Родители не устанавливают правил поведения детей дома.

2. Не следят за местонахождением детей.

3. Не применяют соответствующих воспитательных мер (наказания или поощрения). Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.

4.Не пытаются разрешать возникающие проблемы и кризисные ситуации с помощью компромиссных решений.

Так же можно назвать и другие факторы: болезни, нищета, безработица, супружеский конфликт, развод, распавшаяся семья, родители полностью поглощены работой, увлечениями.

Влияние сверстников

Еще одна из причин жестокости – друзья. Дети копируют поведение друг друга, посему влияние более сильного духом ребенка может сказаться на поведении. И не всегда это бывает хороший пример. Для того чтобы избежать такой ситуации, следует больше времени уделять своему ребенку и понять его интересы.

Родители могут записать ребенка в секцию, которая его интересует, где у него появятся новые друзья и более положительные примеры для подражания.

Телевидение, Интернет и другие СМИ

Причину возрастания детской жестокости до пугающих размеров именно в 20-21 веках многие специалисты видят в распространении и доступности телевидения и Интернета. Самые популярные и захватывающие фильмы непременно содержат сцены насилия, которые сильно влияют на несформированную детскую психику. Многие компьютерные игры предполагают сражения и убийства с целью выиграть. Видеоролики, показывающие грубость, безответственность и разврат, в Интернете имеются в свободном доступе. Детям стало скучно «просто» подраться – надо непременно снять на телефон и выложить видео в сеть. Что с этим делать? Переключать внимание ребенка на другие, более конструктивные занятия, приводить грамотные аргументы в пользу того, что агрессивность и жестокость – это «не круто».

Среди факторов, провоцирующих жестокое поведение детей, можно выделить:

Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;

Сниженный уровень саморегуляции;

Неразвитость игровой деятельности;

Сниженную самооценку;

Стремление привлечь к себе внимание сверстников;

Стремление получить желанный результат;

Стремление быть главным;

Страх несостоятельности;

Потребность самоутверждения;

Защита и месть;

Желание ущемить достоинство другого с целью, подчеркнуть свое превосходство;

Получить самоудовлетворение от жестокого обращения.

Мы говорили в предыдущих слайдах о подростковой жестокости, но давайте каждый из нас задаст себе вопрос, откуда берется жестокость у детей? И я думаю, что вы со мной согласитесь, что проявление жестокости мы наблюдаем с вами у детей с раннего возраста.

У детей в дошкольном возрасте может быть обусловлено рядом факторов:

- Любопытство и непонимание .

Детям хочется узнать, как устроен мир, они исследуют окружающие их объекты, чтобы понять и изучить, им очень важно узнать, что находится внутри машинки, куклы, неваляшки . Такому «изучению» подвергается все, что заинтересовало ребенка. Пока еще он не видит разницы между живым существом и игрушкой. Ребенок не понимает, что птичке, котенку, бабочке может быть больно, и причиняет им вред неосознанно, по незнанию. Задача взрослых – вложить в него эти знания.

- Подражательство.

Малыши изучают не только окружающий мир, а еще разные модели поведения, дети перенимают поступки взрослых и сверстников, подражают героям мультфильмов, книг, игр.

- Компенсация и месть .

Часто взрослые замечают, что ребенок «наказывает» свои игрушки. Он ругает их за те или иные «поступки» либо черты характера, может применять к ним физическое наказание. В большинстве своем это связано с поведением взрослых по отношению к нему или так компенсирует обиду, нанесенную ему сверстниками.

- Протест.

Ребенок может проявлять жестокость в ответ на ущемление важных для него потребностей.

- Желание быть как все.

Ребенок, возможно, и не хочет причинять боль другим, но переступает через себя, потому что так делают все.

- Семейная модель поведения .

В дошкольном возрасте основным источником знаний для детей является семья. Примеры агрессивного поведения, одобрение и оправдание жестокости, применение к ребенку физических наказаний формируют у него агрессивную модель поведения.

- Выброс энергии.

У детей, особенно у активных, накапливается много энергии, которая обязательно должна расходоваться. Если вы замечается у своего ребенка такую тенденцию, запишите его на занятия в бассейне или тенниса.

Главным помощником и проводником ребенка в большом мире по-прежнему остаются родители. Именно на их плечи ложится груз ответственности за психологическое здоровье детей. Конечно, взрослым приходится много работать, чтобы обеспечить финансовое благополучие, у них соответственно остается гораздо меньше времени на близкое общение с чадом. Но как бы, ни было тяжело, ребенку надо уделять его долю внимания, иначе последствия могут быть самыми плачевными.

(Просмотр видеоролика «Чучело»)

Что могут сделать родители, чтобы предотвратить жестокость ребенка?

С раннего возраста используйте любую возможность, чтобы показать и рассказать ребенку правила поведения в этом мире.

Показывайте пример своим поведением. Родители – единственный бесспорный авторитет.

Говорите ребенку о своей любви, хвалите его за добрые дела, даже если они кажутся незначительными.

Рассказывайте ему о животных и их героических поступках, о том, что нужно беречь и охранять все живое вокруг.

Рассказывайте ребенку о том, что нужно прощать других.

Найдите ребенку интересное занятие, в котором он сможет проявить себя (спорт, игры, творчество и другое).

Показывайте хорошие добрые мультфильмы и кинофильмы, слушайте детскую музыку.

Любому подростку требуется ваша убежденность: «Ты - сильный!»

Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность

жестокостью.

Читайте и обсуждайте с ребенком книги. Сочиняйте сказки сами вместе с ребенком.

Формируйте способность к сочувствию и сопереживанию.

В семье должны прекратиться физические наказания.

Корректно контролируйте, с кем ребенок дружит, чем

занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте время

просмотра телевизора и компьютерных игр.

Не закрывайте глаза на жестокость своего ребенка и не

оправдывайте его поступки, опасаясь обвинения в

собственной несостоятельности и беспомощности.

Найдите для ребенка занятие по душе, где он сможет

дать выход накопившейся энергии и получит возможность

самоутвердиться и чего-то достичь.

Научите выражать собственное мнение и способность неагрессивно отстаивать свою точку зрения в общении.

Любому подростку требуется ваша убежденность: «Ты - сильный!» Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью.

Окружите ребенка вниманием и любовью. Дети, которых любят, редко бывают жестокими.

Как справиться с детской жестокостью?

Если проблема появилась, прежде всего, нужно успокоится, не паниковать и не выискивать в ребёнке демонические черты, предполагая самое худшее. Это может усугубить ситуацию и решить её без специалиста будет сложно. В то время как любое отклонение в поведении ребёнка – это сигнал о помощи, которую необходимо оказать своевременно. Так с чего же начать?

Не игнорировать . Не закрывать глаза на жестокость ребёнка. Не оправдывать его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в личности ребёнка могут стать необратимыми.

Выяснить причину . Дети по своей сути очень отзывчивые существа, в них нет злости, они не желают причинять боль. Поэтому каждое проявление жестокого поведения имеет свои причины. Их нужно понять и отстранить.

Дать негативную оценку. Застав ребёнка на «месте преступления», следует вести себя очень строго и сурово. Он должен понять – его поведение недопустимо и родители очень огорчены.

Педагогически наказать. Каждое недопустимое действие ребёнка должно находить ответное противодействие у родителей. Однако физические наказания не только не решают проблему, но и являются одной из причин детской жестокости. Поэтому рекомендуется искать педагогические оправданные наказания. Например: замечание, выговор, лишение чего-то приятного. Вид наказания выбирается от тяжести проступка.

Проанализировать стиль семейных отношений. В дошкольном возрасте влияние семьи на поступки ребёнка особенно сильно. Вероятность его агрессивного и жестокого поведения зависит от того, видит ли он проявления агрессии дома. Важно стараться управлять своими негативными эмоциями, учитывать то, что крик, оскорбления, одобрение жестокости, повышение голоса тоже являются проявлениями агрессии.

Уделить достаточно внимания. Ребёнку очень важно слышать от родителей, что его любят. Поэтому важно не упускать ни одной возможности напомнить ему о том, что папа и мама счастливы, быть родителями такого замечательного ребёнка, как он, и гордятся им. Важно выслушивать его проблемы, какими бы мелкими они ни казались. Ребёнку просто необходимы мнение или совет родителей.

Объяснять. Маленький ребёнок практически ничего не знает об этом мире. Он не понимает, почему одно делать можно, а другое нельзя. Родителям нужно всё объяснить ему. Если не оговорить с ним причины запретов, то само по себе это воздействие может быть абсолютно бессмысленным.

Хвалить. Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества ребёнка. Это сформирует у него чёткое представление о том, что быть добрым, чутким – хорошо, а жестоким, злым – плохо.

Предоставить возможность выплеснуть эмоции другим способом. Иногда ребёнку просто необходимо выплеснуть свои чувства. Следует показать ему конструктивные способы выражения гнева и агрессии: устроить бой с боксёрской грушей; скомкать, выбросить, разорвать, разорвать несколько листков бумаги; нарисовать свой гнев.

Набраться терпения. Детская жестокость – проблема серьёзная. Одним словом или одним действием она не решается. Постепенно, если взрослые постоянно ведут работу в этом направлении, ребёнок поймёт, что такое хорошо и что такое плохо.

Список используемой литературы

    Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение старшеклассником к их проявлениям. -М., 1999.

    Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001

    Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2 - с. 108.

    Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 2008.

    Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М:. 1996 - с.21

    Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. М. «Просвещение»,1997г.

    Асламова А.Г. Искусство жить с непохожими людьми. Изд. Дом «Московия», 2009.

    Научно-методический журнал №4. Классный руководитель. М. «Педагогический поиск».2011.

    Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе. Изд. «Каро». С.-Пт.2007.

Тема детской жесткости – не самая редкая при обсуждении детских проблем. На своём сайте я не буду рассказывать о детях-извергах, детях-убийцах и т.д. Это уже не уровень в развитии личности, а патология. Наша задача – осветить зачатки проблемы и чем это может обернуться в будущем.


Ребёнок — отражение родителей.

Папа позволяет поднять руку на маму – мальчик будет считать это нормой в семье и, возможно, тоже будет поднимать руку на свою семью. Если наблюдает девочка – в своей семье будет терпеть побои мужа, потому что с детства для неё это норма.
Родители мучают животных, издеваются – ребёнок будет это делать, не видя в этом ничего предосудительного. Потому что в его семье это нормально. У него наверняка не выработается чувство жалости к ним, ответственность за их жизнь.
Но у заботливых родителей, которые «трясутся» над своим ребёнком, возникнет вопрос – почему мой ребёнок жестокий, если у нас в семье всё хорошо? Психологи отвечают, что излишняя опека тоже может стать рычагом к развитию жестокости. Родители слишком оберегают ребёнка от отрицательных эмоций, травм, общения с «нехорошими» детьми и в итоге он не приобретает своего личного жизненного опыта.
Отрицательные эмоции тоже должны быть у ребёнка, чтобы он понимал — жизнь бывает разной. Бывают ссоры, неудачи, печаль. Если ребёнок не поймёт это с детства, а будет находиться в «пузыре» заботы родителей, то он либо будет видеть жизнь в розовом цвете и при каждой неудаче впадать в депрессию, либо начнёт выражать отрицательные эмоции на других людях. Отсюда и плохое поведение в школе, когда родителей рядом нет.
Имейте в виду, что дети порой не видят последствия своих поступков, грань между шалостью и преступлением (вспомните случаи поджигания бездомного человека).

Норма детской жестокости – что это такое?

Да, бывает и норма. Вспомните себя, всегда ли вы в детстве скрывали от других свою неприязнь к ним? Скорей всего вы хотели её тем или иным образом выразить. Кто-то не нравился – могли обозвать, толкнуть, испортить вещь. Можно ли объяснить, почему не нравился твой сосед по парте? Просто не нравился. В детстве судят однобоко – из малообеспеченной семьи, с физическими недостатками, ботаник, предатель и т.д. Любой из подобных признаков в школьной среде может стать поводом для выражения жестокости.
Самое тревожное время для родителя, когда детская жестокость начинает активно проявляться – период обучения в 4-7 классах. Дети уже вроде и не совсем дети, но ещё не юноши и девушки. В большинстве случаев «обзывания», «толкания» и т.д. проходят с выходом ребёнка из отрочества. Главное, понять, что эта жестокость «возрастная».

Почему появляется «норма жестокости»?

Помните, что если ваш ребёнок жестокий – пересмотрите своё поведение (вы сами грубы или слишком заботливы). Если она начала проявляться в подростковом возрасте – со временем пройдёт. Если переходит границы – обращайтесь к специалистам.

Воспитание ребёнка и развитие его личности во многом – отражение вашего воспитания. Хотите видеть своего ребёнка воспитанным, умным, добрым – работайте сперва над самим собой, тогда остальное будет гораздо проще.

Спасибо за внимание, пусть ваши дети всегда радуют вас.