История появления игрушки на руси для детей. Древние славянские игрушки Из какого дерева делали игрушки в старину

Славянские детские игрушки существовали еще тысячи лет тому назад. Изготавливали детские игрушки в то время из самых простых и подручных материалов из дерева и глины. В IX веке славянские племена изготавливали игрушки из дерева, но не только для забавы своим детям, но еще и для торговли на базарах и ярмарках, об этом говорят находки археологов. Называли это игрушки славяне патешками. Древние игрушки не сравнить, конечно же, с современным разнообразием конструкторов, кукол и машин и многим другим. Новгород считался крупным центром по торговле на Руси, куда съезжались купцы и торговцы с далеких стран, и здесь древние потешки пользовались спросом и популярностью, не уступали резным сундукам и деревянным ложкам.

Впервые упоминания о потешках появились в письменах в XVII веке. В них говорится, что эти игрушки покупались для царских детей в Троице - Сергиевском монастыре, и были они в виде птичек и лошадок.

Игрушки изготавливались в мастерских местными умельцами и играли ними и царские дети, и дети простых людей. Сохранились записи, в которых говорилось, что для детей Петра I было куплено 18 патешек в Москве, когда проходили торга - это были коровы, лошадки, лебеди, олени, птички, уточки, овечки и др.

Уже в те времена начали появляться наборы солдатиков, конечно это не современные игрушки, но большой прорыв для того времени.

Древние русские игрушки называли - «панки», их делали мастера в северной России до начала ХХ века. Слово «панк» пошло от слова «панг», что означает «ствол», потому что игрушку изготавливали из сплошного куска дерева. Это были схематические игрушки: фигурки зверей, птиц и человеческие изображения, без прорисовки точных деталей. Играя, ребенок представляет себе детали такой игрушки, у него развивается фантазия и побуждается воображение, по такому же принципу сделан и конструктор лего, собирая его, ребенок учится конструировать и придумывать.

В наше время такие самодельные игрушки используются в Вальдорфской школе. Методика этой школы направлена на творческое и духовное развитие ребенка, познание себя и всего мира, развить в нем творческие способности в это развитии и помогают образы самодельных игрушек.

Что нам дают деревянные игрушки?

Игрушки из дерева во всем мире считаются безопасными для детей и экологически чистыми.

  • Деревянные вещи и игрушки подарят вам и вашему ребенку умиротворение и помогут успокоиться. Есть поверье, что гуляя в лесу, можно обнять дерево и постоять возле него, оно поможет вам успокоиться, набраться сил, получить душевное спокойствие и силу. Если ваш ребенок будет играть с игрушками из дерева, он будет получать от них тепло и силу.
  • Преимущество деревянных игрушек в том, что они приносят очень приятные тактильные ощущения, а еще они теплые и гладкие. Играя с такими игрушками, ребенок будет развивать мелкую моторику и сенсорные ощущения.
  • Современные игрушки содержат в себе очень много электроники, деталей и очень функциональны, он это не всегда нужно ребенку. Простота и незатейливость деревянной игрушки позволит ребенку развить фантазию и воображение. Также она будет побуждать его к активным играм и изучению окружающего мира.
  • Деревянные игрушки это частичка, которую передали наши предки через поколения, и которую будем передавать мы. С такими игрушками передаются традиции и они дают ощущения, что вы приобщаетесь к древней культуре.
  • Деревянные игрушки более прочные, по сравнению с другими игрушками, если даже ребенок ударит ней, то она все равно останется целой. Такую игрушку не так просто сломать, как другие и они прослужат более долго.
  • Не кто не спорит о красоте деревянных игрушек они яркие и радующие взгляд. Изготовление таких игрушек вручную можно рассматривать как настоящее произведение искусств.
  • Детские игрушки не обошли вниманием и знаменитые философы. Аристотель предложил создавать игрушки из природных материалов это одновременно будет чем-то занимать детей и внедрять воспитательную функцию. А вот изобретением Аристарха стала - погремушка. Изобретением Лафарета стали деревянные кирпичики, с помощью, которых дети могли строить различные домики и постройки.

    Многие философы, такие как Локка, Платон и Фребель, считали, что те игрушки, которые становятся любимыми для ребенка, поспособствуют его умственному развитию и формированию характера.

    Деревянные игрушки связывают нас с обрядами наших предков, так многие фигурки являются воплощением природных сил в образе животных и людей. Куклы олицетворяют Берегиню (Мать-Землю), конь – солнце, птицы стихию воды или воздуха эти фигурки несут смысловую нагрузку в нашу жизнь. Глиняные свистульки, пришедшие к нам из древности, раньше использовали в обрядах, считалось, что свист отпугнет злых духов.

    По другой версии деревянные игрушки используются для подражания бытовой жизни взрослых, и не несут ни какого мифологического смысла.

    Вопрос о том, откуда произошла игрушка остается и сейчас открытым. Раньше понятия культовое и игровое значение были тесно переплетены между собой и потом когда постепенно стали забываться обряды, игрушки стали только предметом развлечения для детей.

    Со временем воплощённые раньше силы стихий в игрушки сейчас истолковываются по-другому, так Великая Берегиня стала – барыней или девушкой-красавицей, птички уже изображаются более конкретно – уточкой или курочкой, лошадь, выполняет работу, тянет воз или везет всадника. Медведю отведена роль весельчака и добродушного зверя, образ который пришел к нам из добрых сказок. Изменился окружающий мир, появились новые сюжеты, но образы, пришедшие к нам из древности, и сейчас пользуются мастера разных народов.

    В России, у детей из простых семей, игрушек было немного. А в некоторых крестьянских семьях игрушек не было совсем. В игре они использовали баночки, гвоздики, камешки, деревянные крашеные яйца и другие подручные игрушки. В старых книгах все-таки удалось найти некоторые сведенья об игрушках, которыми играли крестьянские дети.

    Вот одна история: « Когда то очень давно жила женщина в селе Богородском, и чтобы чем-то развлечь своих детей она сделала из дерева куклу и назвала ее Аукой, запеленала ее и отдала детям. Дети поигрались с ней и когда надоела, закинули ее на печь. Муж собирался ехать на ярмарку и взял с собой игрушку, чтоб показать ее купцу, который продавал разнообразные фигурки и безделушки. Аука понравилась купцу, он купил ее и заказан на продажу еще несколько кукол».

    Еще в XVII веке возле Троице-Сергиевой лавры купцы торговали разнообразные деревянными игрушками: мишками, конями и птицами. Уже тогда на базарах можно было встретить игрушки с движущимися деталями. Каждый мастер специализировался на своей диковинной игрушке, кто то вырезал только птиц, кто то зверей, а кому то удавалось фигурки людей. А некоторые мастерили щелкунчиков или орешников – это такие фигурки в виде стариков с искривлёнными носами, которыми кололи орехи.

    Были и мастера, которые делали «разводы». Это игрушка, у которой были раздвижные планки, на которых находились звери или люди. Другие мастера могли сделать животных с двигающимися лапами. Были и умельцы на все руки, которым поддавались все типы фигурок.

Тема недели: Русская народная игрушка.

Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям лаконичное содержание. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из местных природных материалов.

Среди изделий декоративно-прикладного искусства, созданных поколениями российских мастеров из разных регионов, можно отметить разного рода игрушки из природных материалов (дерева, глины, соломы и пр.), Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая захватывает и детей и взрослых, увлекая их в мир человеческой фантазии и выдающегося тонкого мастерства.

Для каждой народности, для жителей определенного региона России испокон веков существовали уникальные традиции изготовления народной игрушки. С течением времени техника создания игрушки изменялась, сама игрушка приобретала более совершенные форму и цветовое сочетание элементов росписи, сочетая в себе богатую культуру нашего народа, национальные особенности и своеобразие уголков России.

По народной игрушке зачастую можно узнать местность, которая славится ее изготовлением. Там, где добротная, уникальная по своим свойствам глина, мастера создают глиняные игрушки; в регионах, богатых древесными породами, обязательно находятся искусные резчики по дереву, которые создают удивительные деревянные фигурки.

Материалы для изготовления игрушки были разнообразны. Это и глина, и дерево, а начиная с первой половины 19 века — папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна.

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. В Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Именно здесь зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859—1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой русского мецената С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Получившаяся кукла представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой . Она явилась символом материнства и плодородия, так как кукла с многочисленным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры, в частности материнскую сущность русской женщины.

Таким же «городом мастеров» стало поволжское село Городец Нижегородской губернии . Здесь делали все – от кораблей до глиняных свистулек. Из тех промыслов, что «дожили» до сегодняшнего дня, стоит упомянуть следующие: городецкие расписные панно; игрушку-«топорщину» с прялочными сценками; городецких детских расписных коней-качалок и детскую мебель. Там же рядом существовала федосеевская «топорщина» с каталками и тележками; знаменитая жбанниковская игрушка, по росписи похожая на «золотую» Хохлому, которая тоже была родом из городецкого района. А еще там жили мастер саночники, дужники, сундучники, балалаечники, вышивальщицы, гончары, ложкари, бондари.

Другим центром игрушек, образовавшимся позже, в начале 18 века, была деревня Богородская , ставшая крупным промыслом деревянной игрушки.

Народная игрушка в жизни ребенка .

В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается человек (и в особенности ребенок) в повседневной жизни.

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или «потешка» (по наименованию предков). Для забавы ему вручали погремушки или «шаркуны». Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди.

Кроме забавы, эти игрушки были оберегами, выполняя защитную функцию и оберегая детей от воздействия злых духов или людей, от разного рода жизненных неприятностей. Они направляли к ребенку ангела-хранителя, который помогал ему в трудную минуту, отводил напасть. Погремушка или мяч, являющиеся символами небесного свода и мира, способствовали единению малыша с миром добра. Однако в народных игрушках славян не принято было изображать злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести детям зло.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его, выполняя функцию «развивающего помощника» . Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающую действительность. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке.

Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес — и малыш двигался вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой.

Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь, выступающий символом солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам, исполняя волю хозяина. Таким образом, дитя впервые ощущало свою силу, ответственность, уверенность, желание быть смелым другом для своей любимой игрушки.

Наши предки были дальновидны и находчивы. Интуитивно осознавая природу ребенка и его психологию, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к новому этапу его жизни.

Разновидности русской народной игрушки

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка названа так по наименованию слободы Дымково, расположенной возле города Кирова.

Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами, уточки-свистульки, поросята, медведи и много других игрушек.



Промысел зародился в далеком прошлом. На гулянье, «Свистопляску», люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Свистульке приписывали магические свойства. Считалось, что, посвистев, человек может снять с себя порчу и даже выздороветь, а все плохое от него перейдет к врагу, который пожелал недоброе и наслал болезнь. Такие игрушки традиционно хранили у окна.

Мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.

Сейчас народные умельцы работают в мастерских, по-прежнему изготавливая и расписывая игрушку вручную, отчего она обладает неповторимыми формами и колоритом.

Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и его роспись. Способы лепки очень простые. Эскизов мастерицы не делают. Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. — лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами.

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются прежде всего в статичности, пышности форм и яркости окраски. Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе.

Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором, что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том, где и как их делают.

Филимоновская игрушка

Известным народным промыслом славится деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.

Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных — коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Забавны игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в характерных костюмах. Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

Все филимоновские игрушки-свистульки лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп: 1) люди — солдаты, барыни 2) животные — олени, коровы, петухи и наседки 3) многофигурные композиции — любота, чаепитие, тройка. Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными.

Богородская игрушка


Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки (курочки, клюющие зернышки; медведи, бьющие по наковальне и др.).

Все богородские игрушки – шутейные, юмористические, подвижные забавы.

Вот уже более 300 лет в селе Богородское живут резчики по дереву. Работают тут семьями. Сейчас в деревне около сотни резчиков.

Игрушки режут из липы. Перед тем как пойти на изготовление игрушки, дерево должно сохнуть два года. Отходы липы — щепа тоже идет на игрушки, но более мелкие, а также на подставки к ним. Богородские игрушки чаще бывают некрашеные и редко расписные.

Богородская резьба и сейчас занимает значительное место в декоративном искусстве. Прекрасно используя художественную выразительность фактуры и цвета дерева, мастера умело сочетают в игрушке гладкую обработку поверхности с неглубокими порезками и выемками, которыми они передают различные детали. Для богородских игрушек характерны сюжетные, групповые композиции, жанровые сцены, мастера часто используют сказочные и исторические темы.

Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Достигается это различными способами. Одни игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется пружинка, она и приводит фигурку в действие. Другие игрушки выполняют на планках-разводах («Стадо», «Конница», «Солдаты»). Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок.

Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение, изучая природу механики, заложенную в основу богородской игрушки. К тому же дерево — теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка.

Городецкая деревянная игрушка


Городецкая игрушка – это особенное явление в русской культуре. Город Городец Нижегородской области поистине уникален, его еще называют Малым Китежем.

В 19 веке в деревнях вокруг Городца (Нижегородская область) мастера, занимавшиеся изготовлением прялок, делали и расписную деревянную игрушку.

Поначалу даже не Городец, а окружающие его деревни и села славились игрушечным товаром. Но впоследствии именно в Городце этот промысел закрепился и развился до большого искусства со значительным товарооборотом. Именно здесь окончательно стилистически оформилась оригинальная городецкая роспись, сформировались основные типы городецкой игрушки, которую мастерили почти в каждом населенном пункте городецкого куста.

Городецкая роспись возникла на базе старинного промысла, объединявшего жителей нижегородских деревень, расположенных на реке Узоле. Изготовляемые изделия мастера украшали скобчатой резьбой и инкрустацией. Роспись появилась здесь в 60-х годах XIX в. и положила начало новому Городецкому стилю — росписи яркими красками. Наивысшего расцвета промысел достигает в 80-х годах XIX в. Узольские народные мастера вырабатывали подставки для прядильного гребня и игрушки с росписью красным, желтым, зеленым и черным цветами и сюжетами из крестьянского, купеческого и городского быта, изображением сказочных птиц и коней. Нарядные изделия мастеров села Курце- во, деревни Косково и другие распространились по всей стране. Искусство городецкой росписи пользовалось большим успехом в XIX — начале XX в.

Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород. Техника изготовления изделий — токарная и столярная обработки. Роспись выполняют масляными красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.

Характерная особенность Городецкого промысла — исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом, синем, красном; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Типичными сюжетами для городецких изделий. как и в старину, остаются изображения коней, птиц, цветов купавки, сцен из народной жизни.

Среди разнообразия городецких игрушек конь, в его самых разных композиционно-образных вариантах, занимает одно из ведущих положений. Вплоть до XX века лошади играли как в хозяйственном, так и в военном деле особую роль. Не случайно игрушечный конь был у детей и в крестьянской и в княжеской семье.

Интересна и расписная звуковая или музыкальная игрушка Городца: птички-свистульки, свистульки-матрешки, дудочки и сопелки, погремушки, трещотки, балалайки и колокольчики доставляют малышам радость не только производимыми с их помощью звуками и шумами, но и яркостью красок затейливого городецкого узора. Шарообразные погремушки наполняли горохом, маленькими камушками, пуговками – и звук получался разный. Играя на дудочках и свистульках, малыши развивали дыхательную систему, а погремушки и различные ударные инструменты, как уже говорилось, способствовали развитию чувства ритма, музыкального слуха.

Тряпичная кукла

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Своим рождением каждая кукла обязана трудовой деятельности человека, органично связанной с природой (возделыванием земли, ловлей рыбы, охотой и т.д.).

Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба — женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага.

Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.

Славяне изготавливали кукол из подручных материалов – золы, соломы, глины, лоскутов тряпок. Считалось, что игрушка, сделанная из льна, отводит от малыша все болезни, поэтому они считались еще и оберегами. Изготавливали и так называемых десятиручек – символов благополучия и счастья, крупеничек – символ достатка. Крупеничку наполняли зерном, а потом его первым и сеяли – считалось, что тогда и урожай будет хорошим, и семья будет жить в достатке. У каждой крупы было свое значение: рис считался праздничным зерном, гречиха – символом богатства, перловка – сытости, овес – силы.

Другие распространенные куклы – стригушки, создавались на скорую руку из пучка стриженной травы, чтобы ребенку не было скучно, когда мама работает в поле. Лоскутные куклы тоже служили для игры, девочки постарше самостоятельно шили для них наряды, раскрашивали, заплетали волосы.

Деревенские девочки играли в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у куклы не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

На необъятных просторах русской земли создавались куклы на разные случаи жизни. Это и вепсские куклы (традиционные обрядовые), изготовленные из обрывков изношенной ткани, олицетворяющие замужнюю женщину (женское плодородие и зрелость). Это и «крупенички» — куклы-мешочки, в которых хранили зерна гречихи для нового урожая.

Были и куклы-«пеленашки».Такая детская кукла легко умещалась на ладони. Ее подкладывали в колыбельку к новорожденному чаду, чтобы именно она приняла на себя все то зло, что предназначалось младенцу. Позже такая кукла вкладывалась малышу в руку, как своеобразный массажер для пальчиков, а также вставлялась в складочки одежды ребенка. Если приходили гости, то они хвалили куклу, а не малыша, боясь сглазить его.

Также были куклы — «московки»(кукла с привязанными к поясу 6 детками — как символ материнской любви и нежности), «столбушки»(кукла на берестяных трубочках) и толстушки-«костромушки»(толстенькая кукла в нарядном платье, символизирующая сытость и богатство в доме).

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа.

Видимо игрушка для того и пришла из старины в наше время, чтобы развлечь и увлечь ребенка. Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая - она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий.

Современные детские игрушки имеют давнюю историю. Наиболее древние из них это куклы. В первобытном обществе для игр использовали кости животных, предметы быта. Самая игрушка датируется возрастом 3500 лет. Она была найдена на территории юга Болгарии и представляет собой голову аиста на треноге из бронзы с добавлением серебра.

Материалами для изготовления безделушек обычно служили:

Камень, дерево

Игрушки славян

Самые первые куклы были сделаны из травы и скорее представляли , чем игрушку. Они использовались в ритуалах многих народов. У славян были распространены так называемые куклы-берегини. Они не имели лица и делались из травы, сена или лоскутков ткани.

Берегини украшали бубенчиками, которые звенели и звук их отгонял злых духов. Такие куклы должны были оберегать покой детей, отгонять хворь и привлекать добро в семью. Версий много, откуда взялось название берегиня.

Однако источников письменности в то время не было и достоверной информации нет. Берегиней славяне называли великую богиню, породившую все живое. Она считалась верховным покровителем рода человеческого. Возможно куклы служили ее уменьшенной копией.

В конце 17 века из металлов делали уже миниатюрные пушки, солдат, боевых коней. Развитию игрушечного промысла способствовала торговля с другими странами, городами.

Неизвестно кто и когда сделал первую игрушку. Ученые до сих находят разные захоронения детей с разными погремушками. Разнообразие форм и образов впечатляет. В большинстве случаев куколки у были оберегами в первую очередь.

Во-вторых, промысел детских игрушек приносил хорошую прибыль. В Древнем Египте и Древней Индии знатных особ нередко хоронили вместе с игрушками. Так фигурки кошек в Египте олицетворяли богиню ночи и луны, служащую преисподней Бастет. Фигурки кошек были оберегами от злых сил.

Аист на треноге, найденный в Болгарии также считается возможным божком, символом плодородия и защитником семьи. История игрушек отражает историю развития человечества и его ремесел. Им придавали таинственные свойства, нередко они оживали в сказках народов.

Мастера всех веков стремились сделать кукол больше похожими на человека. В Африке и некоторых странах Европы использовались в обрядах человеческого гипноза, жертвоприношения и исцеления.

Читайте, комментируйте, делитесь статьей с друзьями.

До новых встреч на страницах .

И умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

Старинные игрушки мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как было малышу не любить такую детскую игрушку? Люльку младенца украшали подвесками из лоскутков, которые колыхались и приучали ребенка сосредотачивать взгляд, радовали и удивляли его. Погремушки из бересты наполняли горохом и другими семенами. Они приглушено гремели, шуршали, не раздражая слух малыша. Все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Как будто сама природа давала человеку от щедрот своих, чтобы побудить к творчеству и дать жизнь новому творению.

Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. К звуку в игрушке относились с большим вниманием. Ритмичные движения игрушки находились в полной гармонии с ее звуковыми повторами. Самым ярким примером такой старинной игрушки является деревянная неваляшка, чье звучание напоминает детям ласковую колыбельную песню, а покачивание - убаюкивание младенца.

Как только малыш делал первые шаги, ему делали каталку на палке, которая помогала ему учиться ходить, осваивать пространство. Научившись ходить, малыш получал каталку на веревочке. Как правило, это был конь. «Он следовал по пятам покорно воле маленького хозяина, а тот переживал первые ощущения своей силы и превосходства. Так каталка развивала ребенка физически и одновременно воспитывала духовно». Кони у наших предков считались главными животными, поэтому в каждой семье дети играли с деревянными лошадками на колесиках, на качалке, в виде глиняных свистулек.

Еще одно животное, которому поклонялись наши предки, - это медведь. Медведь считался подателем доброй силы, добрым вестником пробуждения природы, был одним из главных сказочных героев. Игрушечный медведь - символ мужской силы и доброты
Кроме развлечения старинные игрушки служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. Погремушка или мяч, символизирующие, по мнению предков, небо и небесный мир, как бы соединяли ребенка с миром добра. Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

Девочки играли в тряпичных кукол, кукол из соломы. Такую куклу бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

Когда ребенок проживает свое детство, играя, он растет, развивается и взрослеет успешно. Эмоционально благополучная, «дружественная» игровая среда - хорошее подспорье в воспитании малыша. Само рождение народной игрушки подобно таинству, потому что никто не знает, как именно она появилась впервые.

Среди старинных игрушек нет никчемных безделиц. «Каждая, даже вовсе примитивная потешка, имела определенное назначение, существовала не просто сама по себе, а была одним из звеньев цепи, где игрушки чередовались, сменяли друг друга в нужную пору детства. Их создатели глубоко понимали интересы и , учитывали особенности его физического и духовного развития». Не столько знали, сколько именно понимали! Может быть, все , проявлению которой ничего не мешало, - ни яркие рекламы и витрины, ни городская суета и череда забот. Может быть, люди, которые жили в постоянном соприкосновении с живой природой, лучше понимали и мир детской души?


В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. В Древней Руси родители сами мастерили поделки для детей. Только в начале 19 века традиционные русские игрушки стали национальным промыслом.


2. Первыми куклами на Руси были куклы- обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.


3. Тряпичные куклы делали из остатков ткани, иногда набивали соломой, шили для них сарафанчики и рубахи. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери.


4. Глиняные фигурки лепили еще до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожженной глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: свистульки, погремушки, фигурки людей и животных. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каргопольские и хлудневские


5. Дымковские (вятские) игрушки отличает особая пластика и яркая расцветка. Земля Вятской губернии издревле была богата красной глиной, и местные жители с давних времен занимались гончарным ремеслом. Изготовление же игрушек выделилось в отдельный промысел только в 19 веке. Традиционными образами для дымковской игрушки являются петухи, индюки, кони, козлы, барышни в широких юбках. Игрушки традиционно раскрашивались геометрическими фигурами, волнистыми и прямыми линиями, клеткой. Для петухов и индюков характерны яркие разноцветные хвосты и красные гребешки, для коней – рисунок в синий или оранжевый горошек, рога козлов традиционно украшались золотой краской.


6. Филимоновские глиняные игрушки считаются одними из самых древних на Руси. О них упоминается еще в летописи 13 века, но народным промыслом они стали тоже только в 19 веке. Среди филимоновских игрушек встречаются примитивные фигурки людей, фигурки животных с длинной шеей и маленькой головой, свистульки, среди которых встречаются и барыни, и петухи, и коровы, и всадники. Традиционные краски филимоновской игрушки – желтая, зеленая, малиновая и голубая.


7. В Архангельской губернии в городе Каргополе тоже издавна лепили глиняные игрушки. От дымковских и филимоновских их отличает некоторая суровость пластики и преимущественно темные цвета (черный, коричневый, темно-зеленый). Среди персонажей встречаются герои сказок и былин, животные настоящие и сказочные: полкан (полуконь- получеловек), птица Сирин, конь с двумя головами. Часто каргопольские мастера делали группы фигур: тройки с санями, танцующие фигурки, лодки с седоками.


8. Деревня Хлуднево Калужской области славилась своими глиняными свистульками. Их лепили в виде животных, птиц и людей. Просто глиняные игрушки лепили в виде женских фигур. При этом у них четко прорисовывались детали одежды, различные оборки и вышивка на передниках, в руках у них были цветы или животные, на голове кокошники или платки, лицо тщательно и аккуратно вылепливали из глины, и даже в ушах висели серьги. Хлудневские игрушки часто представляли собой целые композиции, соединенные из отдельно вылепленных деталей.


9. Деревянные игрушки на Руси были не менее популярны. В народный же промысел деревянные игрушки превратились в деревне Богородское недалеко от Сергиева Посада. Там издавна из липы вырезали фигурки людей, животных и птиц, тщательно их зачищали, но не окрашивали, чтобы сохранить естественный цвет и аромат дерева. Но это были не просто фигурки, а небольшие сценки из жизни: медведи с медвежатами, работающие кузнецы, всадники на лошадях и другие. Очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, мужики, колющие дрова, курочки, клюющие зерна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.


10. Еще одной русской деревянной игрушкой, известной во всем мире, является матрешка. Несмотря на свою популярность, появилась она относительно недавно: в конце 19 века. Первую матрешку по образцу японского божка вырезал Василий Звездочкин, а образ русской девочки в сарафане придумал известный художник С. В. Малютин. Раскрывающаяся кукла сразу же стала очень популярна и в России, и в мире, появились образы барынь в роскошных кокошниках и девушек в сарафанах. Матрешка очень быстро из просто красивой игрушки превратилась в сувенир, а вслед за ней сувенирами стали и остальные русские национальные игрушки.