Как приучить ребенка убирать вещи. Разложим по полочкам

Беспорядок в детской комнате порой доводит родителей до отчаяния. В борьбе за чистоту и порядок не все выходят победителями. Не помогает даже шоковая терапия, когда в порыве гнева часть игрушек демонстративно выбрасывается в мусорный бак. Одни родители действуют по принципу «не кнутом так пряником». Другие, махнув рукой на просьбы или требования, наводят порядок сами. Многие просто перестают обращать внимание на «бардак» в комнате ребенка. Однако чем усерднее стараются взрослые тем больше дети сопротивляются. Что же делать? Уговаривать или заставлять, приказывать или принуждать? Как донести свои чувства и понять его?

Воспитывать так, чтобы после не перевоспитывать

С какого возраста ребенка приучать к порядку? Приучать к порядку нужно с раннего детства. Прививать и тренировать привычку, а не уговаривать или принуждать. Ядро личности и характер ребенка формируется примерно к трем годам, утверждают психологи. От трех до семи лет дети окончательно осознают - мир вращается не исключительно вокруг них. В этом возрасте они учатся находить первые компромиссы. С помощью взрослых у них это получается гораздо результативнее.

Не наказывайте ребенка за беспорядок в комнате. Что для взрослых необходимость и потребность, для ребенка ничего не значит. Будьте терпеливы, но при этом настойчивы и в меру требовательны. Принципы дают возможность установить ориентиры, в противном случае действия родителей будут непоследовательными и сумбурными в вопросах воспитания. Чтобы воспитать в ребенке качества, которые хочется, потребуется гибкость и продуманность действий со стороны взрослых. Но если каждый раз перед уборкой ваше чадо устраивает истерику, то проблема в том, что родители каким-то образом поощряют истерическое поведение ребенка и дело здесь совсем не в уборке игрушек.

К сведению, малыши в возрасте от полутора до трех лет под силу самим убрать постель, положить игрушки на место, сложить одежду. В возрасте от пяти до десяти лет дети способны выполнять различные домашние обязанности. Подросткам предоставляется полная самостоятельность по уходу за своим спальным местом, местом для занятий, одеждой.

Если не вы, то кто?

Как приучить малыша не разбрасывать свои вещи и убирать игрушки в конце дня? Самый легкий и эффективный способ научить чадо навыкам уборки - показать мастер-класс. Кто как не взрослый образец для подражания? Если в два года отпрыск просто наблюдает за действиями родителей, то по мере взросления начинает активно подражать. Кстати, синонимы к слову подражание - повторение, имитирование, следование, обезьянничание, копия. В первую очередь это отец с матерью, старшие братья и сестры, дедушки и бабушки.

Посмотрите на себя со стороны. Уверены, малыш не замечает беспорядок в шкафу, горы немытой посуды в раковине, папины носки под кроватью или мамину косметику, явно оставленную совсем не там где ей место? Оправдания не в счет. Как поступаете вы, так будет поступать и он, копируя ваше поведение. Малыш должен четко осознавать у него, как и других членов семьи также есть домашние обязанности, их необходимо выполнять независимо от желания. Чувство ответственности - вот что должно руководить действиями ребенка.

Дети должны быть приучены один раз в неделю наводить порядок в своей комнате: менять постельное белье, вытирать пыль с мебели, пылесосить. Если ребенок не справляется с самостоятельным поддержанием порядка взрослым нужно вмешаться в ситуацию. Не умеет или лениться? Покажите что для вас значит хорошая уборка. Объясните, для чего нужна регулярная уборка. Прислушайтесь к желанию малыша сделать так, как ему удобно. Найдите золотую середину в каждом конкретном случае.

К примеру, желание принимать пищу в своей комнате должно сопровождаться более частой и тщательной уборкой со стороны ребенка. Поел, будь добр, убери грязную посуду за собой. Это касается и грязных вещей, которые ребенок сам может складывать в общую корзину для белья.

Порядок в детской

Между ребенком и взрослым должна быть договоренность: складывать игрушки на место после того как закончит играть или перед сном. Вырабатывая привычку к определенному распорядку малыш учится планировать свое время, одновременно приобретая новые навыки. Родителям остается лишь спокойно напоминать о данной необходимости. Пусть уборка игрушек станет ежевечерним ритуалом. Его можно проводить в форме игры «кто быстрее соберет» или «кто соберет больше игрушек разного цвета».

Помните, разложить каждую вещь на свое место под силу взрослому, но тяжело для ребенка младшего возраста. Оптимальный вариант для него собирать игрушки в красочные ящики, контейнеры, открытые полки шкафа, декоративные коробки и вместительные корзины для хранения. Не забывайте хвалить за качественную и быструю уборку.

Некоторые основополагающие заключения из опыта воспитания детей

  • Помните! Дети вправе выражать себя в своей комнате при помощи декорирования стен, потолков, дверей.
  • Не заставляйте делать уборку в детской, не научив ребенка делать это правильно. Научить навыкам, но не принуждать - задача взрослых.
  • Меньше игрушек - меньше проблем! Меньше игрушек - больше игр. Создавайте как можно больше условий для воображения и фантазии ребенка.
  • Избегайте конфликтных ситуаций, ищите компромиссы. Предоставляйте детям право выбора.
  • Не пытайтесь привить ребенку свои правила порядка, а помогите создать собственный.
  • Помогайте во всем, но ничего не делайте вместо него.
  • Научите держать данное ребенком слово.
  • Как можно чаще хвалите. Искренняя похвала - сильнейшая мотивация.

Конфликт поколений и опыт родителей

Не получается найти общий язык с сыном или дочерью? Бессилие и отчаяние во взаимоотношениях с детьми возникают у всех. Не стоит все пускать на самотек. Под лежачий камень вода не течет. Консультация психолога поможет разрешить проблему. Есть еще реальный способ постичь науку воспитания и улучшить отношения с детьми. Речь о книге Адель Фабера и Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Авторы, специалисты в области семейных отношений, делятся собственным опытом воспитания детей. Фишка в том, что в книгу вошли живые истории, многочисленные диалоги родителей с детьми. Она написана с юмором и дает проверенные на практике рекомендации на все случаи жизни.

Воспитательный процесс требует от родителей не только любви, терпения, мудрости, но фантазии и находчивости. Вот как сдержанно повела себя мама в ситуации когда чувство гнева переполняло ее. Этот живой пример - положительный опыт общения с детьми. Мама, придя домой увидела ужасный беспорядок в доме - кучи газет, книги, журналы, грязная ванная и не застеленные кровати. До прихода гостей оставалось чуть больше двух часов. Как успеть привести все в порядок? Она была близка к истерике. Дети должны были прийти домой с минуты на минуту. Но ей не хотелось говорить с ними или объяснять им что-то. Она решила написать записку, но не было ни одной незахламленной поверхности в доме, чтобы ее прикрепить. Схватив кусок картона, она проделала в нем две дырки, продела в них веревку и повесила себе на шею. Надпись гласила: «Человеческая бомба!!! Если ей надоедать или раздражать ее, она взорвётся!!! Приедут гости, нужна срочная помощь!». Когда дети пришли домой, они прочитали табличку и добровольно вызвались убрать книги и игрушки. Затем, не услышав от нее ни единого слова, убрали свои кровати и ее тоже! Вот такая невероятная история.

В интернете можно найти и скачать для чтения это замечательное руководство к действию. Книга требует определенных усилий со стороны читателя. Но затраченное время на ее чтение того стоит. Результат не заставит себя ждать. Многочисленные отзывы говорят сами за себя. Она поможет многим изменить отношение не только к детям, своим родителям, но и к самим себе.

Знаете анекдот? Лучший будильник - это дети. Заводите один раз и…

И, как вариант, продолжительность безупречного порядка в вашем доме начинает исчисляться считанными минутами. Но это если пустить дело на самотек, а если и постепенно приучать его к порядку, то удастся значительно не только сэкономить и время, и нервы, а еще и удовольствие получить. Да-да, именно от уборки, а уж какой способ или их сочетание подойдет именно вам, выбирайте сами.

Способ №1 Личный пример лучше любых слов!

Более действенного способа, чем личный пример, никто еще не придумал. Маленьких подражателей и уговаривать не надо, малыши и сами активно орудуют метлой, вытирают пыль тряпочкой или тянутся к пылесосу. Ведь так делает мама. Показывайте ребенку на своем примере, как правильно убирать, где наводить порядок, куда развешивать вещи, как сортировать игрушки по коробкам и складывать книги на полки. Даже если вы устали и не в настроении на момент уборки, не показывайте это малышу. Негативные эмоции в подсознании малыша наложатся на процесс и он подумает, что уборка «делает маму сердитой». Делайте все легко, улыбайтесь помощнику, напевайте вместе песенку или включите музыку веселым фоном.

Начиная уборку в детской, не критикуйте ребенка за «бардак, который он тут развел» и «хлам, который он тут хранит». Он может сказать то же самое о содержимом вашего шкафа или косметички. Понятия удобства, красоты и полезности вещей у вас разные, поэтому позвольте ребенку руководить процессом.

Если ребенок построил железную дорогу или рыцарский замок на полкомнаты, не требуйте немедленно это все убрать. Поверьте, он вложил в свой творческий процесс не меньше сил и труда, чем вы в приготовленный обед или наглаженную стопку белья.

Всегда наводите порядок, чтобы было приятно и уютно находиться в доме, а не потому, что «гости придут». Иначе при очередной уборке вдруг услышите вопрос: «Мама, а зачем мы убираем? К нам кто-то сегодня в гости придет?»

Способ 2. Нам нужен план!

Призыв «быстро все убрать» не несет в себе для ребенка никакой смысловой нагрузки. Он просто не способен проследить за размахом вашей мысли. Намного эффективнее составить план и четко поставить задачи. Поставить книги на полки, убрать игрушки в ящики, протереть тряпочкой стол, полить цветы. Подбирайте задачи соответственно возрасту ребенка. Если ребенок уже читает, напишите список задач на листе, если нет – нарисуйте схематические рисунки. Давайте ребенку только одно задание за раз, и после каждой выполненной работы обязательно хвалите. В конце уборки обязательно вознаградите себя и малыша призом: вкусным десертом, совместным просмотром мультфильма, игрой или прогулкой.


Способ 3. Сколько мусорное ведро ни утрамбовывай - выносить все равно придется!

Хорошо бы, чтоб к такому нехитрому выводу ребенок пришел сам. После игры, рисования, чтения, прогулки — игрушки, книги, принадлежности, одежду нужно убрать на место. Объясните и покажите, что лучше такой маленький порядок наводить сразу, чем потом долго расставлять по местам и убирать по полкам разбросанные вещи.

Заведите ежедневный вечерний ритуал убирать игрушки на место. Но не тогда, когда пришло время спать, а перед ужином или просмотром мультфильма на ночь. Игрушкам тоже пора спать и валяться всю ночь на полу никому не хочется.

Такоймаленький уборочный ритуал должен стать ежедневным. Когда какое-либо действие повторяется регулярно, несмотря ни на какие сопутствующие условия, оно входит в привычку и становится частью режима дня. Ребенок понимает, что уборка становится неизменным пунктом ежедневной и еженедельной программы, и избежать ее не получится, поэтому принимает ваши правила игры. Самое главное тут не отступать от совместной договоренности. Если вы хоть раз поначалу разрешите «убрать игрушки утром», будьте готовы к частому повторению подобной ситуации и ежедневным уговорам и понуканиям. Будьте последовательны.


Способ 4. Вместе веселей!

Давайте ребенку задания по уборке в игровой форме. Дошкольники с удовольствием поддержат вашу игру. Спасите игрушки от злого колдуна, который выбирается на охоту ночью или устройте соревнование на то, кто быстрее соберет в доме-коробке мягких зверушек или загонит машинки в гараж. Когда вы не просто помогаете ребенку убирать или убираете вместо него, а именно находитесь рядом, поддерживая его, сотрудничая и подбадривая, создает ту самую доверительную и дружескую обстановку. Для ребенка это очень важно.

Если ваш ребенок любит, когда вы ему читаете, почитайте ему книгу в то время, пока он расставляет солдатиков на полке или складывает рассыпанные детали конструктора в коробку. Однажды уборка закончится на самом интересном месте, что побудит малыша продолжить чтение самостоятельно. Такой способ привьет ребенку не только любовь к уборке, но и .

Способ 5. Каждый дроздок знай свой шесток!

Каждая игрушка, каждая книжка должны иметь свое место. Для новых вещей и подарков находите место сразу и договаривайтесь об этом. Иногда причиной беспорядка становится просто отсутствие места для вещей. Малышу некуда их складывать, поэтому и комната имеет захламленный и неопрятный вид.

Подумайте об этом, когда планируете детскую и обустраиваете пространство для ребенка. Он должен знать, куда складывать грязное белье, куда бросать мусор, ему нужны коробки и ящики для игрушек, полки для книг и принадлежностей для творчества. При этом комната по возможности должна быть просторной, а не загроможденной. Идеально, когда ящики для игрушек в виде животных или героев мультфильмов не только функциональны, но и становятся украшением интерьера. Существуют самые разные ящики и контейнеры для детских комнат, настолько красивые, что малыш сам захочет тут же поселить туда все свои игрушки. Приобретите для малыша, маленькое мусорное ведерко для бумаги и обрезков, яркие коробочки для мелочевки и «холдеры» для дисков с мультфильмами, повесьте полочки на уровне, удобном для ребенка, а не для вас, проверьте, достаточно ли места в шкафу, научите пользоваться вешалками для одежды. На обустройство комнаты по вкусу ребенка не обязательно уйдет много средств, поищите купоны и скидки в интернете, воспользуйтесь сайтами промокодов, например, Cuponation предлагает купоны таких магазинов и брендов, как Детский мир, Дочки Сыночки, Kinderly, My Toys. Многие крупные торговые площадки устраивают акции и распродажи, например, Aliexpress.

Не забывайте время от времени проводить в детской ревизию. Игрушки, которыми ребенок не играет, соберите и отложите подальше, через несколько месяцев они будут восприняты на «ура», как новые. Те игрушки, из которых малыш «вырос», можно отдать деткам помладше, а сломанные и вовсе выбросить, если ремонту они не подлежат.


Способ 6. Бонусный!

Как бы вас не раздражал вечный беспорядок в детской, не выплескивайте ваше недовольство на ребенка. Всегда помните, что никто не идеален, и прежде всего, дайте малышу понять, что он для вас важнее порядка и чистоты. Если вы рассержены на разбросанные игрушки, это не означает, что вы перестали его любить. Не позволяйте беспорядку стать причиной ссоры и испорченного настроения. Просто помните, что малыш сам не научится содержать в порядке себя и окружающее пространство, если вы не поможете и не подадите ему пример.

Давайте те же подытожим, чего делать нельзя в попытках приучить ребенка к порядку :

  1. Не давайте ребенку много заданий сразу, дозируйте информацию.
  2. Если вы недовольны действиями вашего ребенка, всегда четко объясняйте, чем именно и как это можно исправить.
  3. Никогда не поручайте ребенку уборку в качестве наказания, так вы только воспитаете в нем стойкое негативное отношение к этому процессу.
  4. Если вы сами не отличаетесь особой любовью к порядку и редко разгребаете накопившиеся завалы в тумбочках, на полках и подоконниках, то не стоит требовать этого от ребенка. Прививайте чистоплотность на личном примере.
  5. Не говорите ребенку, что уборка в детской – это его обязанность. Лучше подчеркните, что это очень нужная «помощь», которая всегда будет высоко цениться.

Легких вам уборок и хорошего настроения!

Как приучить ребенка убирать свои вещи и сделать это правильно?

Пока не поздно

Мама – главный пример для ребенка. Конечно, хорошо, если в семье все стараются поддерживать порядок и не пытаются переложить домашние дела друг на друга. Если малыш наблюдает, как родители тщательно следят за порядком, ему тоже захочется принимать в этом действе непосредственное участие. Когда вы попросите маленького хозяина такого образцово-показательного дома убрать за собой книжки или машинки, то вряд ли услышите бурные протесты. Он и все уберет с удовольствием, и даже помоет посуду… Но вот беда! Он, конечно же, не умеет мыть посуду! И в год, и в два года дети желают наводить порядок, но не могут сделать это так, как хотят их родители. С этого и начинаются проблемы. Взрослые стараются избежать разбитых тарелок, пролившейся из мойки воды и забирают у малыша право выполнять работу по дому. Ведь даже игрушки за собой он не может собрать «как следует»! А вот когда дети подрастают, родители возвращаются к вопросу порядка в доме, но уже с требованиями и возмущениями. Проявите терпение и позвольте ребенку убирать, пока он этого еще хочет.

Мала ли куча?

Прежде всего введите для ребенка простое правило, показывающее, когда нужно начинать уборку. Пусть кроха, наигравшись одной игрушкой, сначала уберет ее на место, а только после этого возьмет другую. Когда игрушек мало, проблемы нет. В этом случае главное только не брать инициативу в свои руки, а все-таки дать возможность малышу поставить на полку свою книжку или убрать все шесть кубиков в ящик. Просто покажите крохе, как он должен действовать. Больше объясняйте ему, зачем нужно убирать, как это делается, почему мама всегда сразу после прогулки прячет одежду в шкаф и т. д. Однако для полноценной игры ребенку может потребоваться и очень много игрушек. Он построил большую трассу из кубиков и конструктора, вывел для заезда десять машин, расставил игрушек-зрителей, устроил мойку автомобилей с тазиком воды и заправочную станцию. Не нужно ограничивать кроху. Конечно, он должен пользоваться своим богатством в полной мере. Итак, дело дошло до уборки. Игрушек, раскиданных по ковру, действительно получилось много. Кроха может начать капризничать, испугавшись, что у него не получится справиться с таким количеством работы. Помогите малышу разделить непосильный труд на простые и выполнимые задачи. Никогда не переделывайте при малыше его работу. Очень обидно, когда ты так старался – и все напрасно. Вы упустите момент раннего детства? В четыре года у малышей часто появляется чувство красоты, и они снова хотят приложиться к созданию приятной атмосферы в доме. Но у привычки соблюдать и поддерживать чистоту, выработанной в год или два, есть все шансы стать чертой характера.

Игровой момент

Убирать игрушки можно двумя способами. Просто скучно собирать их в коробки или затеять особенную игру. Вариантов можно придумать довольно много. Пусть это будут соревнования «Кто больше игрушек соберет?» или подготовка к ночному балу фей и гномов: к их появлению зал должен просто блистать. Можно попробовать собирать игрушки и разговаривать за каждую из них. Вы можете просить от имени куклы посадить ее на полку рядом с медведем, а от имени солдатиков дать команду быстро эвакуироваться в ящик. Есть вариант и для любителей слушать интересные сказки. Если малыш уже усвоил правила уборки и ему нужно только ваше присутствие, читайте крохе увлекательную книг, пока он прибирает в комнате. Если вдруг малыш заслушался и остановился, сделайте паузу и вы. Включайте во время наведения порядка веселую песенку или сами пойте вместе с крохой придуманные строки. В конце концов, кубики могут лететь в коробку, как в баскетбольную корзину, а книжки складываться в стопку, как колечки пирамидки, от самой большой до самой маленькой.

Все по местам!

Для того чтобы ребенок мог без затруднений прибирать за собой, нужно хорошо продумать место для игрушек. Удобно класть мягкие игрушки и куклы, книжки и настольные игры на открытые полки, а кубики, солдатики и прочие мелкие вещи в коробки или корзины. Можно отвести один большой ящик для всех машин и один большой ящик для всех зверюшек. Чтобы ребенок не путался, хорошо бы как-то пометить коробки – приклеить картинки. Само это занятие уже будет веселым и увлекательным для ребенка. Найдите подходящие изображения, вырежьте и обязательно вместе определите каждой вещи свое место.

Крайние меры

Малыш чуть повзрослел и вдруг отказался убирать свои сокровища? Он просто испытывает вас: могу ли я не делать того, что говорит мама? Что случится, если откажусь наводить порядок? Спросите, нужна ли ребенку помощь, и настаивайте на своем. Если кроха упрямится, сделайте паузу и займитесь своими делами. Рано или поздно упрямцу потребуется ваше внимание, и тогда вы сможете напомнить ему о непослушании. Есть еще один действенный способ. Если малыш так и лег спать, не убрав разбросанные игрушки, спрячьте их потихоньку в тайное место, а наутро скажите, что, видимо, они обиделись на ребенка и ушли. Ведь, как известно, игрушки, да и некоторые предметы, оживают, когда все спят. Прочитайте ему сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе». Уверьте малыша, что, если он твердо решит собирать свои вещи и пообещает всегда класть игрушки на место, все его друзья быстро вернутся обратно, потому что тоже скучают по крохе. Если игрушек у малыша слишком много и он даже не заметил пропажи, повторите сценарий «Мы уходим от неряхи» на следующий день. Не нужно ругать или наказывать ребенка за кавардак в комнате. Отрицательные эмоции вряд ли приведут к желанию его ликвидировать. Лучше хвалите ребенка за все попытки привести ваш дом в порядок. Слова одобрения – самый важный элемент на пути воспитания ребенка. Если крохе трудно дается уборка, попробуйте игру «Цветок». На листе бумаги размещайте «заработанные» малышом ромашки. Каждое цветок рисуется только тогда, когда ребенок уберет игрушки после игры. Когда на листе оказывается небольшой букет, например три ромашки, малыша ждет сюрприз, но не материальный: игра с папой, разрешение поиграть за компьютером и т. п.

Как-то раз я заглянула в комнату сына моей приятельницы и ужаснулась. Грязная одежда была разбросана по полу, несвежие носки были распиханы повсюду: под кроватью, за компьютером, на книжных полках. На столе — пустая банка из-под варенья и несметное количество пакетиков от конфет, чипсов и попкорна. Под кроватью валялись использованные полотенца, стены украшали ободранные выцветшие постеры...

Очень часто беспорядок в доме приводит к серьезным семейным разногласиям. В ходе одного неофициального исследования выяснилось, что большинство ссор между родителями и детьми происходит вовсе не из-за плохого поведения или прогулов в школе. Главной причиной являются беспорядок в комнате ребенка и его нежелание там убирать.

Родители реагируют на такое поведение ребенка слишком агрессивно: запугивают, стыдят своих детей, не понимая, что подросток просто не замечает беспорядка. Он не нуждается в чистоте.

Не так давно учены доказали, что причина такого отношения к своему жилищу имеет биологические корни. Изучения с помощью томографии в Институте психических заболеваний показали, что у подростка лобовая часть, отвечающая за распределение последовательности действий, внимание, организованность, находится в развитии почти до 18-19 лет. Так что, проблема заключается не в том, что дети не хотят наводить порядок, а в том, что не знают, как это сделать.

Ну или хотя бы им нужна чья-то помощь. Мы поговорили с тремя женщинами, которые нашли свой собственный подход к данной проблеме. Они смогли приучить своих детей к порядку. Затем мы поинтересовались у профессиональных психологов об эффективности предложенных методов. Вот что мы выяснили.

Соедините уборку и чтение книг

Евгения, мама 10-летнего мальчика, читает сыну книгу, в то время как они убираются в комнате. "Так мы прочитали всего "Гарри Поттера" и "Властелина Колец", — говорит Евгения. — Я сделала это открытие, еще когда сын ходил в садик. Теперь он любит не только чистоту, но и чтение книг, что очень важно". Если ребенок прекращал уборку и просто слушал, Евгения тоже останавливалась и не продолжала историю до тех пор, пока сын снова не брался за дело. Теперь, когда ее мальчик занят помимо уроков еще кучей дел (футбол, баскетбол и рисование), они наводят порядок в комнате только по выходным.

Почему это работает

Евгения не только создала благоприятную обстановку для уборки комнаты, она еще и участвовала в самом процессе. Для детей присутствие родителей в любой ситуации очень важно. Им нужны помощь, поддержка взрослого. Используя такой метод, вы сотрудничаете со своим ребенком. Евгения не навязывала сыну уборку, она не хотела превратить это в наказание. Наоборот, у него появился стимул к наведению порядка в своей комнате. Если ваш ребенок уже вырос из того возраста, когда ему можно читать, попробуйте ставить его любимых исполнителей, пока сын (дочь) убирается в комнате, советует наш психолог.

Все должно лежать на своих местах

Александра решила вместе со своими дочерями (5 и 11 лет) найти для каждого предмета в их комнате свое определенное место. На это ее вдохновила книга "Организация вашего пространства".

Оказывается, дело не втом, что дети не хотят навести порядок в своей комнате. Они просто не знают, как это делать, или им как минимум необходима ваша поддержка.

"Мы собрали в детской все вещи (игрушки, тетрадки, книжки, одежду, статуэтки и т. д.), сложили их в коробки, поставили на середину комнаты и по очереди нашли определенное место для каждого предмета, предварительно рассортировав их по категориям, — рассказывает Александра. — Перед этим я купила много ящиков, каждый мы вместе с дочерями подписали (например, "Мягкие игрушки" или "Конструкторы") и сложили туда соответствующие вещи.

Нам не только удалось разобраться в детской, но я еще узнала кучу интересных вещей про своих девочек. Например, моя старшая дочь обожает красивые кошелечки (были 4-5 маленьких сумочек, с которыми она никак не могла расстаться). Таким образом, появилась коробка с надписью: "Сумочки и кошельки".

Позже дочки пристрастились к тому, чтобы подписывать каждую вещь, особенно им нравилось писать разноцветными маркерами. "Возможно, такой способ помогает детям раскрыть свои желания и пристрастия", — предположила Александра.

Конечно, в комнате девочек не всегда идеальный порядок. Но теперь уборка дается гораздо легче, потому что они знают быстрый и проверенный способ.

Почему это работает

Если вы определите для каждой вещи свое место, то это гарантирует то, что хотя бы половина вещей будет убрана. Иногда ребенку просто некуда складывать вещи, поэтому они валяются на полу и под кроватью. Ребенок обязательно должен знать, куда ему класть грязное белье, ему также необходимы ящики для игрушек и полки для книг.

Планируя детскую, вы должны учесть все вышеперечисленное. Но не забудьте, что малыш нуждается в пространстве — не стоит загромождать его мебелью. Вместо того чтобы ругать и заставлять детей убираться в своей комнате, предложите им вместе разобраться и выбросить старое, чтобы потом заново создать интерьер. Если ребенок согласен, обратите внимание на то, что он больше любит: раскладывать вещи по коробкам, подписывать ящики или он быстро устает от уборки.

Некоторые дети долго не могут привыкнуть к новым обязанностям. Не стоит давить на детей и заставлять убираться — это только ухудшит обстановку. "Я была удивлена, когда узнала, что многие подростки , особенно мальчики, хранят старые мягкие игрушки и машинки под подушками и в других потаенных местах своих комнат", — говорит детский психолог Марина Оськина. Подростковый период — очень сложный для любого ребенка, порой ему просто необходимы родительская поддержка и понимание.

Помогите ребенку приспособиться к рутинной жизни

Анна разработала целую систему, по которой дети могли бы выполнять свои домашние обязанности. У Анны два сына (13 и 15 лет). "Всякий ребенок и взрослый могут осваивать один и тот же материал абсолютно разными способами, — рассказывает Анна. — Однажды я, наконец, осознала, что каждый из моих сыновей нуждается в индивидуальных инструкциях по выполнению одного и того же задания, будь то уборка комнаты или домашняя работа".

Эта мысль пришла ей, когда одному из мальчиков было 10 лет, а второму 12. "Моему младшему сыну стоило только сказать: "Уберись в комнате", — и он тут же это делал, его просто нужно было направить. На старшего же не действовало ничего: ни крики, ни уговоры. Тогда я поняла: для выполнения задания ему надо установить последовательность действий. Когда я разделяла работу по пунктам, он легко справлялся с задачей". Анна начала с того, что попросила его отобрать те журналы, которые можно выкинуть, и те, которые он бы хотел оставить. После этого предложила ему каждый день делать что-нибудь по дому: в понедельник собрать в комнате грязное белье, во вторник сложить ненужные вещи в коробку и т. д.

"Мой старший сын хочет стать бизнесменом, так что мы пошли в магазин — посмотреть, как обустроен офисный кабинет, какие аксессуары можно было бы приобрести". А младший сын Анны присмотрел себе множество разноцветных ящиков и коробок, в которые он будет складывать свои игрушки и конструкторы "Лего".

"К концу недели в детской все равно царит беспорядок, — говорит Анна, — но я больше не переживаю по этому поводу, потому что уверена — теперь мои мальчики знают, как действовать".

Почему это работает

Каждый родитель должен понимать потребности своего ребенка. "Раньше я тоже постоянно ругала своего ребенка за беспорядок в комнате, — рассказывает психолог Марина Оськина. — Но однажды я увидела, как он читает книжки на полу книжного магазина. Он брал книгу, прочитывал одну главу, затем брал другую, прочитывал главу из нее от начала до конца и ставил на место. После этого случая я поняла, что для меня беспорядок значит вовсе не то же самое, что для моего сына — просто его мир состоит из других, отличных от моего, вещей. Мы договорились с ним, что единственное правило, которое нужно выполнять — не хранить испортившуюся еду в комнате, остальное — на его усмотрение".

Терпение и понимание могут принести достойные результаты. Только на своем личном опыте ребенок может понять, насколько важно организовывать свое время и пространство.

И, наконец, поймите, что никто не идеален! Заметьте: двое из родителей, которые рассказали нам свои истории, признают, что комнаты их детей и по сей день частенько находятся в полном беспорядке. Фраза, которую должен усвоить каждый родитель: "Твоя комната сводит меня с ума, но я все равно тебя люблю". Помните, что ребенку нужна ваша помощь, он не может приучиться убирать свою комнату, если вы ему не подадите пример. А самое главное, не забывайте, беспорядок — это не причина для ссоры. Любите и берегите друг друга.

Обсуждение

Я говорю своему старшему, не помоешь за собой тарелку, будешь с нее обедать, потом ужинать. А если не хочет за собой убирать, говорю, что завтра буду готовить еду только себе. Пока он верит, посмотрим, что дальше будет)

Чтобы ребенку убирать было удобно - должны быть подходящие по размеру предметы мебели. Например, малышу удобней убирать игрушки и вещи в невысокий комод.

Я хочу научить своего брата к порядку. Ему 11 лет. Он, что бы я ни делала, отказывается убирать за собой.
Посаветуйте пожалуйста что-нибудь.

24.06.2013 23:23:41, Залина

К сожалению, родители мне самой не внушили, что должен быть порядок. Моя мама - эдакая "Коробочка" или "Плюшкин". Везде в доме были залежи чего-то нужного, что может пригодиться.
А у мужа была совершенно противоположная ситуация. Мне в начале совместного проживания стало неудобно, когда он начал аккуратно делать мне замечания. Пришлось поменять отношение, многого, если честно, я просто не замечала.
Теперь сыну (7 лет) я стараюсь показать плюсы порядка, что это просто приятно, очень удобно, когда можно быстро найти все, что нужно. Уборку делаем вместе, распределив обязанности, помогая друг другу.

такое ощущение, что на нашего 13 летнего пацана все уловки из этой статьи НИКАК не возымеют никакого действия

я давно смирилась с беспорядком в комнате ребенка:) не разрешаю только копить еду и грязное белье, с пола тоже все к ночи должно быть убрано.. в общем, детю беспорядок фиолетов, а если мне не нравится - то я и навожу порядок, правда пол он сам моет:) будет по-старше, вообще в его комнату ходить не буду, сама знаю, иногда вот такой бардак снаружи позволяет организовать "порядок" в голове, ничего, вырастет, перестанет быть "неряшкой", я же перестала почти:)

Ой, какя фигня! Все эти ритуальные танцы. Отчего, меня никогда в жизни не заставляли убираться, даже наоборот (лучше уроки делай, хотя я их и так делала, или музыкой занимайся), ногя почему-то лет с 10 убирала как миниуи свою комнату, а летом - весь дом ежеденвно (4 комнаты на 2-х этажах+ большая кухня). А моя дочь-подросток не только не желает убрать, но и меня упрекает: "зачем ты убираешь, в доме ДОЛЖНО БЫТЬ грязно!"

В комнатах у детей по-прежнему беспорядок, но мам это больше не беспокоит - это мне одной напоминает известный анекдот?

Статьи интересные, я мама троих студентов-1.2 и 4 курс.Убраться в своих комнатах недопросишься, но когда я сама начинаю убираться, естественно, они помогают.Думала, что только мои такие ленивые, оказывается, они просто не видят беспорядка.Получается я интуитивно правильно поступала. Спасибо за статью.

О том,что для ребенка куча игрушек на полу не беспорядок я догадалась давно:)) но надо же как-то ходить в комнате,значит приходится убирать. У моих старших детей много ящиков, каждый из них предназначен для определенного типа игрушек и ребята прекрасно знают что где должно лежать,но до пределенного "уровня захломленности" комнаты я их прошу разобрать только вещи и учебники. Каждый ребенок берет свои брюки,кофту ит.д., складывает и убирает в шкаф,таким образом через 5-7 минут в комнате практически порядок. А полностью всё убираю я сама,когда дети на занятиях, кстати,они каждый раз замечают,что в комнате чисто и просторно:)) так что они видят кАк должно быть и я надеюсь,со временем научатся наводить порядок самостоятельно.

> "Как-то раз я заглянула в комнату сына моей приятельницы и ужаснулась."
А Вы не заглядывайте в чужие комнаты, не критикуйте детей знакомых, а воспитывайте своих.

Когда мне было 12-14 лет, единственным беспорядочным местом был стул с одеждой. Там висело эдакое кубло из 2-3 штанов, 2 юбок, 5-6 свитеров, 4 рубашек, 2 колготок, пара маек и т.д. Мама сначала просила разобрать несколько дней, а потом забегала в комнату и скидывала все на пол. Приходилось убирать.... Но меня это не злило, потому что мама предупреждала, что сейчас скинет, и с дивным воинствующим видом скидывала. Было забавно. Кстати, не только мне, но и маме. А вообще отношение к порядку закладывается в детстве. Меня в возрасте 2-4 лет очень сильно мурыжили порядком. А мужа - нет. Это наглядно видно по нашей квартире и отношению к вещам. Ну и если приехать к его и моим родителям и зайти в наши комнаты....

01.06.2008 07:07:58, марья

Прочитала первые несколько абзацев. Я ф шоки:((В России нет института психических заболеваний, Национальный институт психических заболеваний, говорят, есть в Америке, но из статьи нельзя понять, как авторы знакомились с их исследованиями:) А "лобовых" частей нет ни у подростков, ни у взрослых, люди же не автомобили, это у тех лобовые стекла. У людей лобные доли должны быть:)
Дальше читать не смогла.

Мне кажется что ребенка заставить навести порядок в комнате намного проще чем, например, мужа. А сидеть и читать книгу пока сын наводит порядок-это вообще утопия. Совет подходит только для неработающих женщин с одним ребенком и железными нервами

Представьте себе – дети приходят в школу или сад, меняют обувь, вешают свои пальтишки на вешалку, кладут в рукав свои шапочки и шарфы, чтобы не потерялись. Оптическая иллюзия? Нет, реальность!

Несколько часов спустя: те же дети приходят домой, разуваясь, расшвыривают свои ботинки по всей прихожей, кидают на пол пальто и шапки и в одном носке поскакали по своим делам. Что же заставило детей позабыть свои “суперспособности” и повести себя именно так? Возможно, все дело в том, что в школе на них насылают заклятье “империус”. Ну или крючки для одежды там прибиты где надо – на уровне глаз ребенка, а дома родители почему-то не позаботились об этом и малыш просто не может дотянуться до вешалки, чтобы повесить свою одежду.

Конечно, правильно расположенные крючки еще не гарантия того, что ими всегда будут пользоваться, но есть еще некоторые приемы, которые помогут приучить детей к порядку. Ведь обучение детей организованности и порядку не только упростит жизнь нам самим, но и подготовит их ко взрослой жизни. А это, в свою очередь, поможет им стать успешными во всех сферах жизни – как в личной, так и в деловой.

За помощью обратимся к авторам книги “Итак, вы собрались привести в порядок свой дом” — Сильвии Льоренс и Бет Комабелле. Они предлагают несколько практических советов, из которых вы узнаете, как научить ребенка убирать за собой, привить детям привычку класть игрушки и другие вещи на место и поддерживать чистоту в доме.

Организация уборки

Чтобы хорошее начинание не превратилось в изматывающее скучное занятие, внесите в повседневные дела элемент развлечения:

  • Во время уборки пусть дети включают их любимую музыку.
  • Вспоминайте вместе приятные моменты из прошлого, либо какие-то забавные ситуации. Дети любят такое, а время за разговорами летит незаметно.
  • Делайте перерывы, особенно, если объем работы большой. Сделайте уборку эдаким интересным проектом, в который включен, например, заказ пиццы на обед или просмотр фильма (вот это лучше всего в финале уборки).
  • После выполнения мелких дел, обязательно сходите вместе за чем-нибудь вкусным или куда-нибудь, где детям нравится – в гости, в парк. Это хорошая награда за труды!

Раздайте ненужные игрушки

Если детям трудно расстаться с игрушками, в которые они уже не играют, попросите их сложить их в отдельную коробку. Нарисуйте на ней знак вопроса и договоритесь с ними, что если эта коробка не будет открыта хотя бы раз, например, за месяц, то игрушки уйдут к тем детям, которые нуждаются в них больше.

Сделайте хранение удобным

Ящики для игрушек должны быть соответствующего размера и находиться на такой высоте, чтобы ребенок мог без труда их достать. Идея доступности состоит в том, чтобы сделать детей как можно более самостоятельными по мере их взросления. То же самое правило касается одежды: если дети не смогут повесить свою одежду (дверцы шкафа окажутся слишком тяжелыми для них, а полки будут слишком высокими), то ждите вещей на полу. Можно положить высоко то, чем они редко пользуются, но только не то, чем пользуются ежедневно (звучит очевидно, но частенько мы – взрослые – забываем это учитывать).

Н ам важно знать — понравилось ли вам. Комментируйте, подписывайтесь на нас и делитесь с друзьями